К проблеме исследования профессиональной переориентации
С переходом России к свободному рынку труда, связанному с отказом от планового ведения хозяйства и гарантированной занятости населения, проблема смены профиля деятельности взрослыми людьми становится широко распространенной в современном обществе. Однако психологические детерминанты смены деятельности людьми, занятыми длительное время в одной сфере труда, причины переориентации и обучения другой профессии не достаточно исследованы в современной теоретической и прикладной науке.
Изучение данного феномена стало актуальным в 90-е годы прошлого века, и было связано с историческими изменениями, состоянием экономики и формированием нового мышления у людей. Все эти изменения требовали своевременного решения с позиций психологической науки, давали повод исследованиям в области профориентации взрослых, организации новых подходов в организации обучения взрослых.
С точки зрения Ратниковой М.А., используемые подходы профориентации взрослых людей, а фактически их профессиональной переориентации, оставались неизменными, и представляли собой помощь взрослому человеку в выборе новой профессии. При этом, существенно усложнился непосредственно процесс принятия такого решения и увеличились психологические нагрузки на личность, которая совершает уход из прежней профессии. Выработанный методический аппарат, применяющийся при профориентации молодежи, по большей части, неприемлем при консультировании взрослых, что делает звучание проблемы совершенно новым [5].
По мнению В. П. Петрова, переход от одной деятельности к другой в зрелом возрасте имеет ряд существенных отличий от ситуации первичного профессионального самоопределения юноши. Важной особенностью смены профессионального профиля является наличие у человека уже сформированных и закрепленных в предшествующей деятельности знаний, навыков, опыта и профессионально важных личностных качеств. Другой важной особенностью ситуации перехода зрелого человека к новой деятельности является снижение с возрастом объективных возможностей развития, качественного изменения личности, образования у нее новых психологических структур, отвечающих требованиям деятельности [4].
Таким образом, исследуя проблему профессиональной переориентации Гафнер В.В. пришел к выводу, что исследования советского времени процесса профессионализации принципиально обходили проблемы безработицы и смены профессии, которые при переходе к рыночной экономике, имеющей динамичный характер, стали актуальными. Опыт других стран, столкнувшихся с подобными вопросами значительно раньше, показывает, что переход от одной деятельности к другой в зрелом возрасте имеет ряд существенных отличий от ситуации первичного профессионального самоопределения подростка. Процесс перехода личности от одной профессии к другой с учетом и на основе уже приобретенных профессиональных особенностей, личных качеств, интересов, знаний, опыта, способностей, называется профессиональной переориентацией [1].
Также, он выделяет ряд особенностей, которые сопровождают этот переход в зрелом возрасте:
– у взрослого человека, подготовленного в своей области специалиста, уже есть сформировавшийся в предыдущей деятельности знания, опыт, определенные личностные качества и профессиональные деформации;
– снижение с возрастом объективных возможностей развития индивидуальных качеств, формирования новых знаний и навыков;
– возникают сложнейшие переживания, стрессовые и кризисные состояния;
– увеличивается продолжительность овладения новой профессией.
Кроме того, при несформированной установке человека на выбор профессии он будет выбирать не самую желанную, а лучшую из числа имеющихся, в том числе и непривлекательных [1].
Горбунова Г.А., изучавшая современное состояние проблемы профессиональной переориентации, пришла к выводу, что при изучении процесса развития мотивации профессиональной деятельности с учетом влияния на нее внешних и внутренних факторов были исследованы те стороны, которые повлекли за собой разрушение положительной профессиональной мотивации в одном виде деятельности, так называемое «разочарование» в выбранной в молодые годы профессии, и мотивы, побудившие сменить профиль трудовой деятельности, т. е. мотивы профессионального переобучения.
В результате Горбунова Г.А. пришла к выводу, что среди главных причин профессиональной переориентации отмечены получение более высокого социального статуса и стремление к самосовершенствованию, развитию личности. Менее значимы – переосмысление своего места в жизни, слабая реализация своих способностей на уровне прежней профессии, интерес к новой структуре деятельности и желание добиться успеха в выбранной сфере деятельности. Получение новой профессии в зрелом возрасте связывается не только с желанием работать в другой сфере деятельности, важным является возможность личностного самосовершенствования [2].
Еще одной из причин профессиональной переориентации является возрастной кризис.
По мнению А. А. Бодалева, развитие личности в период взрослости предполагает следующие новообразования: 1) изменения в мотивационной сфере с усиливающимся отражением общечеловеческих ценностей; 2) возрастание интеллектуального умения планировать и затем практически осуществлять деяния и поступки в соответствии с названными ценностями; 3) появление большей способности мобилизовывать себя на преодоление трудностей объективного характера; 4) более объективное оценивание своих сильных и слабых сторон, степени своей готовности к новым, более сложным деяниям и ответственным поступкам. Существенный момент — не равномерность или гетерохронность появления новообразований, взаимосвязь в их развитии, когда появление одних является условием запуска развития других или достижения ими более высокого уровня. Так, усиление мотивации достижения создает условия для развития способностей человека, что позволяет решать более трудные задачи, достичь успеха и прочувствовать его, порождает постановку новых целей.
Анциферова Л.И. считает, что причина кризиса зрелых возрастов в осознании личностью несоответствия своего уровня профессионализма в решении поставленных жизненных задач. Выход из кризиса она видит в непрерывном совершенствовании и образовании.
Выполнение этой задачи может быть осуществлено как посредством обучения на заочной форме, так и путем получения дополнительного образования. Получение дополнительного образования регламентировано нормативными документами: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании», приказ Министерства образования и науки от 01.07.2013 №499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».
Интерес к дополнительному образованию объясняется не только желанием повысить квалификацию, профессиональный уровень, но и введением в действие профессиональных стандартов. С 1 июля 2016 года вступили в силу поправки в Трудовой кодекс об особенностях применения профессиональных стандартов (Федеральный закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ). С этого времени работодатели обязаны применять профстандарты, если законами или нормативно-правовыми актами установлены требования к квалификации, необходимой сотрудникам для выполнения определенной трудовой функции (ст. 195.3 ТК РФ, с 1 июля 2016 г.).
При организации обучения необходимо учитывать следующие особенности взрослых людей: осознанное отношение к процессу своего обучения; потребность в самостоятельности; потребность в осмысленности обучения (для решения важной проблемы и достижения конкретной цели), что обеспечивает мотивацию; практическая направленность в отношении обучения, стремление к применению полученных знаний, умений и навыков; наличие жизненного опыта — важного источника знаний; влияние на процесс обучения профессиональных, социальных, бытовых и временных факторов.
Как правило, взрослые люди хотят учиться, если они понимают необходимость обучения и видят возможности применить его результаты для улучшения своей деятельности. Кроме того, взрослые люди стремятся активно участвовать в обучении, привносят в обучающие ситуации собственный опыт и свои жизненные ценности, стараются соотнести обучающую ситуацию со своими целями и задачами. Взрослый человек, как правило, имеет множество семейных и социальных обязанностей, поэтому учится без отрыва от основной профессиональной деятельности. Взрослые осваивают новые знания и навыки с разной скоростью, поэтому при работе с ними требуется уделять особое внимание индивидуализации обучения, повышать самооценку и чувство собственного достоинства каждого человека [3].
Следовательно, профориентационная работа со взрослым населением в России только начинает складываться в систему, так как вся предшествующая система профориентации развивалась под влиянием задач профессионального обучения и воспитания молодежи. В новых условиях требуется новый подход к вопросам профориентации. Основные ее задачи – помочь каждому человеку найти свое место в жизни, отвечающее его психофизиологическим данным, способностям, призванию и в то же время потребностям общественного производства.
Список литературы:
- Гафнер В.В. Профессиональная переориентация бывших военнослужащих и проблема становления профессиональной компетентности учителя ОБЖ// ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2004. – №11. – с. 47-49.
- Горбунова Г. А. Анализ причин смены профессионального профиля взрослыми людьми // Сибирский педагогический журнал. 2009. №13. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-prichin-smeny-professionalnogo-profilya-vzroslymi-lyudmi (дата обращения: 22.03.2017).
- Никулина Н. Ю., Зиновьева Т. А. Особенности профессионального обучения взрослых // Молодой ученый. — 2015. — №1. — С. 464-466.
- Петров В. П. Психологические проблемы профессиональной переориентации взрослых// Психологический журнал. — – № 3. – Том 14.-С. 79-89.
- Ратникова Марина Александровна. Исследование психологических особенностей профессиональной переориентации в зрелом возрасте : Дис. … канд. психол. наук : 19.00.03 Москва, 1999. – 194 с.