-
1. Общая педагогика
7-
Лекция1.1
-
Лекция1.2
-
Лекция1.3
-
Лекция1.4
-
Лекция1.5
-
Лекция1.6
-
Тест1.1
-
-
2. Теория и методика воспитания
7-
Лекция2.1
-
Лекция2.2
-
Лекция2.3
-
Лекция2.4
-
Лекция2.5
-
Лекция2.6
-
Тест2.1
-
-
3. Психология развития и возрастная психология
7-
Лекция3.1
-
Лекция3.2
-
Лекция3.3
-
Лекция3.4
-
Лекция3.5
-
Лекция3.6
-
Тест3.1
-
-
4. Педагогика сотрудничества
7-
Лекция4.1
-
Лекция4.2
-
Лекция4.3
-
Лекция4.4
-
Лекция4.5
-
Лекция4.6
-
Тест4.1
-
-
5. Проблема истории древнего мира и средних веков
22-
Лекция5.1
-
Лекция5.2
-
Лекция5.3
-
Лекция5.4
-
Лекция5.5
-
Лекция5.6
-
Лекция5.7
-
Лекция5.8
-
Лекция5.9
-
Лекция5.10
-
Лекция5.11
-
Лекция5.12
-
Лекция5.13
-
Лекция5.14
-
Лекция5.15
-
Лекция5.16
-
Лекция5.17
-
Лекция5.18
-
Лекция5.19
-
Лекция5.20
-
Лекция5.21
-
Тест5.1
-
-
6. Проблемы новой и новейшей истории
15-
Лекция6.1
-
Лекция6.2
-
Лекция6.3
-
Лекция6.4
-
Лекция6.5
-
Лекция6.6
-
Лекция6.7
-
Лекция6.8
-
Лекция6.9
-
Лекция6.10
-
Лекция6.11
-
Лекция6.12
-
Лекция6.13
-
Лекция6.14
-
Тест6.1
-
-
7. Проблемы истории России с древних времен до начала ХХ в
8-
Лекция7.1
-
Лекция7.2
-
Лекция7.3
-
Лекция7.4
-
Лекция7.5
-
Лекция7.6
-
Лекция7.7
-
Тест7.1
-
-
8. Проблемы новейшей истории России
9-
Лекция8.1
-
Лекция8.2
-
Лекция8.3
-
Лекция8.4
-
Лекция8.5
-
Лекция8.6
-
Лекция8.7
-
Лекция8.8
-
Тест8.1
-
-
10. Проблемы философии в курсе обществознания
9-
Лекция9.1
-
Лекция9.2
-
Лекция9.3
-
Лекция9.4
-
Лекция9.5
-
Лекция9.6
-
Лекция9.7
-
Лекция9.8
-
Тест9.1
-
-
11. Проблемы экономики в курсе обществознания
6-
Лекция10.1
-
Лекция10.2
-
Лекция10.3
-
Лекция10.4
-
Лекция10.5
-
Тест10.1
-
-
12. Проблемы социальных отношений
10-
Лекция11.1
-
Лекция11.2
-
Лекция11.3
-
Лекция11.4
-
Лекция11.5
-
Лекция11.6
-
Лекция11.7
-
Лекция11.8
-
Лекция11.9
-
Тест11.1
-
-
13. Политические проблемы в курсе обществознания
12-
Лекция12.1
-
Лекция12.2
-
Лекция12.3
-
Лекция12.4
-
Лекция12.5
-
Лекция12.6
-
Лекция12.7
-
Лекция12.8
-
Лекция12.9
-
Лекция12.10
-
Лекция12.11
-
Тест12.1
-
-
14. Правовые проблемы в курсе обществознания
8-
Лекция13.1
-
Лекция13.2
-
Лекция13.3
-
Лекция13.4
-
Лекция13.5
-
Лекция13.6
-
Лекция13.7
-
Тест13.1
-
-
15. Методика преподавания обществознания в школе
8-
Лекция14.1
-
Лекция14.2
-
Лекция14.3
-
Лекция14.4
-
Лекция14.5
-
Лекция14.6
-
Лекция14.7
-
Тест14.1
-
-
16. Внедрение интерактивных методов обучения в учебный процесс
5-
Лекция15.1
-
Лекция15.2
-
Лекция15.3
-
Лекция15.4
-
Тест15.1
-
-
17. Организация доступной образовательной среды для детей с ОВЗ
5-
Лекция16.1
-
Лекция16.2
-
Лекция16.3
-
Лекция16.4
-
Тест16.1
-
-
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
1
This content is protected, please login and enroll course to view this content!
Предыдущая страница
Практическое задание 1 (Проблемы социальных отношений в обществознании )
Комментариев
Практическое занятие по теме: СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ,
КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
1.Концепции и факторы социальных изменений
Раскрыть: понятие социальных изменений. Концепции социальной эволюции и революции, теория циклических изменений. Факторы социальных изменений: экономические, политические, социальные, духовные
В истории социологии выработана специальная терминология для анализа и описания механизмов преобразования общества (социальный
процесс, социальная динамика, социальные изменения, общественный прогресс и т.д.).
Социальный процесс (лат. – продвижение) – это последовательная смена состояний, стадий развития социальных систем, социальных явлений. Под социальным процессом также понимают совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.
Социальные изменения – результаты социальных процессов, при которых становятся заметными различия между прошлым и нынешним состоянием какого-либо социального объекта.
В социологии выделяются четыре вида изменений:
1)структурные, т. е. изменения, касающиеся структур различных социальных образований (государств, корпораций, социальных образований, семьи и т. д.);
2) процессуальные, т. е. затрагивающие социальные процессы, отражающие отношения солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и под чиненности между различными субъектами социальных взаимодействий;
3) функциональные, касающиеся функций различных социальных систем, структур, институтов, организаций и т. д.;
4) мотивационные, происходящие в сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности.
По своему характеру и степени влияния на общество социальные изменения подразделяются на эволюционные и революционные.
Под эволюционными (количественными) понимают постепенные, плавные, частичные изменения общества, они могут охватывать различные сферы жизнедеятельности общества: экономическую, политическую, правовую, социальную, культурную.
Эволюционные изменения чаще всего принимают форму социальных реформ, которые предполагают проведение различных мероприятий по преобразованию тех или иных сторон общественной жизни.
Социальные реформы, как правило, не затрагивают основ социальной системы общества, а изменяют лишь отдельные ее части или элементы.
Общество в своем развитии проходит 3 стадии: 1) доиндустриальную (аграрную); 2) индустриальную; 3) постиндустриальную.
На первой стадии преобладает сельское хозяйство и авторитарное государство. На второй стадии – промышленность и индустриальная демократия, на 3-й стадии доминирует сфера услуг и меритократическая и монархическая демократия.
Главным мотивом социальных изменений в доиндустриальном обществе является власть, в индустриальном – деньги, в постиндустриальном – информация, знания.
Под революционными (качественными) понимаются относительно быстрые, всесторонние, коренные изменения общества. Революционные изменения носят скачкообразный характер и представляют собой переход общества из одного качественного состояния в другое.
Марксизм исходит из экономического детерминизма и определяющим фактором социального развития полагает изменения не в технике и технологии, а в экономическом базисе общества. По Марксу развитие общества также идет линейно и проходит 5 стадий (формации). Переход от одной формации к другой более высокой, осуществляется на основе революций. Экономической основой революций является конфликт между ростом производительных сил и устаревшими производственными отношениями.
Эволюционные концепции социальных изменений сыграли положительную роль в понимание разнообразных причин, определяющих развитие общества. В тоже время они не могли объяснить кризисов, попятных движений и распада общественных структур. Ограниченность этих теорий в 20 веке преодолелась путём поиска новых подходов к социальным изменениям, среди которых выделялись теории циклического развития(О. Шпенглер, А. Тойнби) и теория социального изменения Т. Парсонса.
В теории циклического развития эволюция общества рассматривалась как своеобразный замкнутый цикл подъёма, расцвета и упадка, вновь повторяющийся после его завершения. Циклические концепции развития общества рассматривают социальные изменения по аналогии с маятником, когда выведенное из равновесия под действием каких-либо факторов общество совершает колебательные движения от одной точки к другой, застывая посередине и восстанавливая таким образом свою стабильность.
Источники социальных изменений.
Социальными факторами изменений выступают природная среда, рост народонаселения, конфликты из-за ресурсов и ценностей и т.д.
О. Конт считал главным фактором развития общества прогресс знания. Г. Спенсер видел сущность эволюции в усложнении общества, в усилении его внутренней дифференциации.
У Э. Дюркгейма переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов, к органической солидарности осуществляется на основе разделения труда и социальной дифференциации. У других ученых в качестве движущих сил развития общества выступают иные социальные явления: поколения (Х. Ортега-и-Гассет), творческие элиты (Г. Моска и В. Парето), выдающиеся личности (субъективная школа в русской социологии) и т.д. В марксизме движущей силой развития общества признается классовая борьба, которая является следствием антагонизма классов и выражением несоответствия производственных отношений уровню и характеру производительных сил.
Социальная динамика – совокупность процессов функционирования, изменения и развития общества и его социальных структур, ведущих к их обновлению. Выделяют несколько типов социальной динамики – линейный (эволюционный), циклический, спиралевидный.
1) Линейный тип социальных изменений – эволюция может вести к усложнению,дифференциации,повышению уровня организации системы, который обеспечивает организму, социальной системе или любому иному рассматриваемому образованию большую способность приспособления к среде, что в известном смысле делает их более автономными по отношению к своему окружению, чем были их менее сложные предки».
2) Циклический тип социальных изменений. Если эволюционные теории описывают историю как процесс, поделенный на ступенчатые уровни, характеризующиеся определенной направленностью, то теоретики циклизма придерживаются концепции расцвета и неизбежного заката отдельных цивилизаций.
Они сравнивают общества, пытаясь найти сходства в стадиях их роста и упадка. Если эволюционисты в целом придерживаются оптимистического взгляда на человечество, полагая, что оно непрерывно развивается, то теоретики циклизма – пессимистического, предрекая гибель любой цивилизации.
Немецкий теоретик О. Шпенглер (1880-1936) в работе «Закат Европы» (1923) утверждал, что культура проходит те же этапы развития и упадка, что и человек в своей жизни: возникновение, зрелость, закат, смерть. На основании изучения восьми типов культур он заявил, что каждая культура существует около 1000 лет. С его точки зрения, западная культура зародилась около 900 г. и потому ее закат близок.
Английский историк и социолог А. Тойнби (1889-1975) тоже пытался обосновать закономерности развития цивилизаций и установить принцип, который лежит в основе их смены. А. Тойнби утверждал, что цивилизация возникает в ответ на какой-то «вызов». Таким вызовом может стать воздействие природных сил (суровый климат) или человеческих факторов (воинственные соседи). Цивилизация развивается и достигает расцвета, когда противодействующие ей факторы не слишком суровы и когда творческое меньшинство (образованная элита) способно дать адекватный отпор неблагоприятным факторам.
Н.Я. Данилевский (1822-1885) в работе «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому» (1869) развивает вариант теории исторического круговорота. Основной, реальной и самодовлеющей единицей истории выступает обособленный локальный «культурно-исторический» тип, «цивилизация». Подобно биологическим организмам, эти типы находятся в непрерывной борьбе с внешней средой и друг с другом. При этом они одинаково проходят стадии зарождения, возмужания, дряхления и гибели.
3) Спиралевидный тип социальных изменений. Спиралевидная модель учитывает как эволюционные, так и революционные изменения, происходящие в обществе. Наиболее известным учением, представляющим спиралевидную модель развития общества, является марксизм. В марксизме история представлена как последовательная смена общественно-экономических формаций, своеобразных ступеней развития общества. В материалистической диалектике история человечества хотя и берется в единстве эволюционных и революционных моментов, однако преимущество отдается революциям. В марксизме основной формой преобразования общества признается практика, которая существует в виде материального производства, социальных революций и т.п.
Возникновение социальных изменений объясняется взаимодействием как природных, так и социальных факторов.
Физическая среда. Человек — это физическое существо, живущее в определенной среде обитания. Для того чтобы выжить, людям необходимо вступить во взаимодействие с окружающей средой. К числу главных адаптивных механизмов, имеющихся в их распоряжении, относятся социальная организация и технология.
Однако, помогая людям приспосабливаться к одной окружающей среде, они не обязательно подойдут для адаптации к какой-то другой. Если окружающая среда по какой-то причине изменяется, ее обитатели, выработавшие определенный тип адаптации к ней, должны отреагировать на эти перемены — провести соответствующие институциональные изменения, выработать новые формы социальной организации и новые технические изобретения. Засуха, наводнения, эпидемии, землетрясения и прочие стихийные силы вынуждают людей вносить изменения в свои жизненные стили. Кроме того, сами человеческие существа оказывают значительное воздействие на свою физическую среду. Захоронения вредных отходов, кислотные дожди, загрязнение воды и воздуха, истощение водных ресурсов, эрозия верхнего плодородного слоя почвы и наступление пустынь — ущерб, нанесенный людьми экосистеме. Следовательно, человек связан со своей окружающей средой цепью сложных взаимных изменений.
Население. Изменения численности, структуры и распределения народонаселения также сказываются на культуре и социальной структуре общества. Например, поколение беби-бума оказало существенное влияние на музыкальные вкусы и политический климат западных обществ. «Старение» общества создает серьезные проблемы, в частности все больше людей ожидает своего шанса для продвижения по службе, но вакансий появляется меньше, чем людей, которые желают их занять.
Конфликты — форма взаимодействия людей в борьбе за ресурсы или ценности. Интересы индивидов и групп противоречат друг другу; их цели несовместимы. Не удивительно, что конфликт становится источником социальных изменений. Для достижения своих целей в ходе такой борьбы члены группы должны мобилизовать свои ресурсы и возможности. Например, во время войны население вынуждено отказаться от привычного образа жизни; приходится терпеть неудобства военного положения. Конечно, конфликт также предполагает переговоры, достижение компромисса или умение приспосабливаться, что приводит к возникновению новых институциональных структур. Однако история показывает, что результатом такого взаимодействия редко бывает полное достижение целей участвующих в борьбе сторон. Обычно конечный результат выражается в образовании качественно новой целостной структуры. Устои старого социального порядка постоянно подтачиваются, и он уступает место новому.
Ценности и нормы, принятые в обществе, действуют как своего рода «цензоры», разрешающие или запрещающие какие-то новшества; они также могут действовать как стимуляторы. Как правило, человек готов принять технические нововведения, но сопротивляется переменам в экономической теории, религии или моделях семьи. Это культурное противоречие отражается в нашем применении слова «изобретатель». Для нас изобретатель — это тот, кто создает новые материальные веши, а того, кто является автором нематериальных идей, зачастую называют «революционер» или «радикал» — словами, смысл которых имеет негативный оттенок.
Каждое общество обладает системой ценностей, более или менее устойчивой, совмещающей ценности различного ранга и характера (традиционные/инновационные). Ценностные системы общества складываются на протяжении длительного исторического развития социума, в связи с чем их структура вполне адекватно отражает особенности восприятия людьми действительности и отношения к ней. Соответственно изменение общественного восприятия обязательно связано с изменениями в системе ценностей общества, что позволяет рассматривать исторический процесс как последовательную смену ценностных систем.
Инновации. Открытие приумножает знания, добавляя новые к уже существующим. Например, теория относительности А. Эйнштейна и генетическая теория Г. Менделя — это открытия. В противоположность этому изобретение представляет собой новую комбинацию известных элементов. Так, автомобиль, использующий в качестве топлива сжиженный газ, — это шесть известных элементов в новом сочетании: двигатель, работающий на сжиженном газе, баллон для сжиженного газа, коробка передач, промежуточное сцепление, ведущий вал и кузов.
Инновации — как открытия, так и изобретения — не единичные акты, а кумулятивная последовательность передаваемых из поколение в поколение наращиваемых знаний плюс ряд новых элементов. Следовательно, чем больше культурных элементов, на которых могут базироваться инновации, тем выше частота открытий и изобретений. Например, изобретение стекла дало толчок к созданию линз, бокалов, оконных стекол, лабораторных трубок, рентгеновских трубок, электрических лампочек, ламп для радио- и телеприемников, зеркал и множества других изделий. Линзы в свою очередь способствовали появлению очков, увеличительных стекол, телескопов, фотокамер и т.д. В основе развития такого типа лежит экспоненциальный принцип: по мере расширения культурной базы возможности новых изобретений имеюттенденцию к росту в геометрической прогрессии.
Диффузия — это процесс, в ходе которого культурные характеристики распространяются от одной социальной системы к другой. Каждая культура содержит минимальное число уникальных особенностей и паттернов, которые присуши только ей. Например, славянская азбука (кириллица) составлена на основе греческого алфавита, который в свою очередь возник под влиянием финикийского. Русские получили христианскую веру от греков Византийской империи, а они — от иудейских сект первых веков н. э., поверивших в Иисуса Христа как мессию. Мы с гордостью рассуждаем о том, что взяли от нас другие народы, но часто забываем о том, что мы получили от них.
Группа факторов, которые можно условно назвать идейно-политическими, также способствуют социальным изменениям. Например, О. Конт рассматривал развитие общества по восходя- шей линии как прогресс идей. М. Вебер считал важнейшим фактором экономического развития религиозные представления, отводя индивидуалистической этике протестантизма решающую роль в становлении духа предпринимательства и последовавшем экономическом скачке в западных обществах.
Смена идеи – не чисто интеллектуальный процесс. Она сопровождается образованием новых социальных движений, которые сами по себе могут рассматриваться как фактор социальных изменений. Социальные движения порождают харизматических лидеров, благодаря незаурядным личным качествам они способны мобилизовывать массы людей на акции социального протеста, которые расшатывают установленный в обществе порядок и могут привести к революционным изменениям.
Политические процессы, происходящие в обществах, сами по себе тоже могут стать фактором социальных изменений. Согласно современным теориям политической революции, функционирование государственного аппарата и природа межгосударственных отношений являются факторами, способными вызвать революцию. Но действия революционеров имеют шансы на успех только тогда, когда государство не способно выполнять свои основные функции по поддержанию закона, порядка и территориального единства.
Каждый из представленных факторов испытывает влияние остальных и сам оказывает на них влияние.
Трудности, с которыми сталкиваются объяснительные теории, связаны с их собственными недостатками — детерминизмом и редукционизмом: они пытаются свести все многообразие взаимодействий факторов к одному определяющему. Более того, социальные процессы настолько взаимосвязаны, что ошибочно рассматривать их изолированно. Например, между экономическими и политическими процессами, экономическими и технологическими процессами нет четких границ. Технологические изменения сами по себе могут рассматриваться как особый тип культурных изменений.
Причинно-следственные связи между различными социальными процессами изменчивы, и их невозможно раз и навсегда схематизировать. Поэтому возможности какого бы то ни было причинно-следственного объяснения социальных изменений весьма ограниченны. Наиболее общий способ теоретического объяснения заключается в построении модели действующих механизмов таких изменений.
Применительно к однонаправленным процессам развития выделяют следующие механизмы осуществления: накопление, выбор, дифференциация.
Механизм накопления рассматривают некоторые эволюционные теории. Например, они подчеркивают кумулятивный — накопительный — характер знания. Человек способен к инновациям, и он постоянно вносит дополнения в уже имеющуюся систему знаний, отбрасывая устаревшие и неверные знания и заменяя их более адекватными. Поскольку он учится на своих ошибках, он постоянно осуществляет селекцию новых полезных идей и навыков, полученных методом проб и ошибок. Расширение и распространение знаний возможно только в результате специализации и дифференциации. Рост технических и технологических знаний стимулирует накопление капитала, что в свою очередь ведет к росту производительности труда. Рост народонаселения тоже может быть включен в модель кумулятивного развития, так как люди могут повышать свою численность без снижения уровня жизни только благодаря накоплению технических знаний и средств производства, а сам по себе рост численности населения стимулирует новые инновации.
Насыщение и истощение можно считать механизмами криволинейного и циклического изменения. Модели однонаправленного развития предполагают, что изменение в определенном направлении влечет за собой дальнейшие изменения в этом же направлении. Модели развития по кривой или замкнутому циклу допускают, что изменения в одном направлении создают условия для дальнейших изменений в других, в том числе и противоположных, направлениях. Например, рост народонаселения создаст угрозу состоянию экологической среды и часто ведет к истощению природных ресурсов и снижению экономического уровня.
Конфликты, соревнование и кооперация также могут рассматриваться как механизмы социальных изменений. Например, марксисты представляли жизнь капиталистического общества как постоянную борьбу между правящим классом, пытающимся сохранить свое господствующее положение, и угнетенным, старающимся радикально изменить существующий строй, а социальные изменения рассматривались как продукт этой борьбы. Аналогичные идеи лежат в основе конфликтологической модели Р. Дарсн- дорфа. Понятие конфликта становится более продуктивным в объяснительном плане, если его дополнить понятием соревнования (конкуренции). В обществе существует множество соперничающих групп. Их конкуренция стимулирует внедрение и распространение инноваций. Например, лидеры незападных государств настроены политически против Запада, но стремятся к заимствованию западной науки и технологии, так как понимают, что только на этом пути достигнут независимости и экономической мощи. Кроме того, конкуренция влечет за собой укрупнение и усложнение соревнующихся организаций. Еще К. Маркс показал, что капитализму присуща тенденция к образованию монополий, неуязвимых для конкуренции. Наконец, понятие конкуренции используют теории, объясняющие социальные изменения действиями индивидов, преследующих собственные интересы. Но в определенных условиях конкуренция побуждает индивидов к сотрудничеству в преследовании своих целей, что было показано с помощью теории игр и других математических методов.
Напряжение и адаптация рассматриваются в структурном функционализме как механизмы социальных изменений. Изменение понимается как ответная приспособительная реакция на возникшее в системе напряжение. Когда происходит изменение какого-либо элемента системы, в ней возникает напряжение между этим элементом и остальными, которое разрешается путем самопроизвольного адаптивного изменения других частей системы. Например, американский социолог У. Огборн показал, что ускоренное развитие технологий вызывает несоответствие между технологическим уровнем общества и его социокультурными составляющими, которые развиваются более медленно.
Целенаправленное и долговременное социальное планирование можстбыть в какой-то степени причиной социальных изменений. В современных обществах возможности такого планирования на краткую перспективу возрастают. Часто запланированные цели не достигаются, а в тех случаях, когда планирование оказывается удачным, оно всегда влечет за собой незапланированные последствия. Чем дольше срок, на который осуществляется планирование, тем труднее достигнуть цели и избежать непредвиденных последствий. Это особенно наглядно проявилось на опыте коммунистических обществ.
Планирование предполагает институционализацию изменений, но институционализация не предполагает планирования. В современных обществах институционализировано множество незапланированных изменений. Чаще всего это бывает в области науки и технологии: та или иная инновация институционализируется, вызывая социальные изменения, которые вовсе не планировались или только отчасти предполагались.
2.Концепция социального прогресса. Критерии общественного прогресса
Раскрыть: понятия: прогресс, регресс, эволюция, революция, реформа. Линейные и циклические концепции социальной эволюции. Критерии общественного прогресса: экономический, технологический, социальный, гуманистический. Неоднозначность общественного прогресса
Социальный прогресс – это особый тип развития общества, при котором общество в целом или отдельные его элементы пере¬ходят на более высокую ступень, стадию зрелости в соответствии с объективными критериями. Соответственно, социальный регресс означает движение социальных систем по нисходящей линии от бо¬лее развитых к менее развитым.
Социологами в понятия «социальный прогресс» и «социальный регресс» вкладывается различное содержание. Нередко этими поня¬тиями характеризуется поступательное или нисходящее движение общества. Прогресс рассматривается как синоним развития. Если сумма позитивных последствий крупномасштабных изменений в обществе превышает сумму негативных, то говорят о прогрессе обще¬ства. Если же сумма негативных изменений превышает сумму пози¬тивных, то считают, что имеет место регресс.
Однако понятие «социальный прогресс» чаще всего применя¬ется для оценки направленности общественного развития. Соци¬альным прогрессом в этом смысле называется глобальный, всемир¬но-исторический процесс восхождения человеческого общества от низших ступеней к высшим (от состояния дикости к вершинам ци-вилизации при цивилизационном подходе и от первобытнообщинной формации к коммунистической при формационном подходе). Объективные показатели социального прогресса связываются с со¬вершенствованием орудий труда – других средств производства, постоянно повышающих производительную мощь человека как родового существа.
В этом случае понятие «социальный регресс» не может рас¬сматриваться как полностью соотносительное понятию «социаль¬ный прогресс». Дело в том, что большинство социологов полагает, что регресс может быть присущ лишь отдельным сферам общественной жизни. Он может охватить отдельные сферы общественной жизни: производственную, политическую и т.д., поразить отдельные госу¬дарства, целые цивилизации и формации. Но охватывая отдельные социальные структуры общества, регресс не может распространить¬ся на общество в целом, так как общество в целом, человечество в своем движении, несмотря на все зигзаги, упадки и разрушитель¬ные моменты, продолжает развиваться по восходящей линии. Иначе говоря, у общества есть всегда возможности для совершенствования и никакое его идеальное состояние не может рассматриваться в каче¬стве его финальной цели.
Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый называется реформистским, второй революци¬онным.
Реформы и революции различаются масштабом, субъектом реализации и своей исторической значимостью. Реформы – час¬тичные усовершенствования каких-либо сфер общественной жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ сущест-вующего социального строя.
Субъектом социальных реформ выступают правящие слои того или иного общества.
Революция – это комплексное изменение всех сторон обще¬ственной жизни, преобразующее основы существующего строя. Ре¬формы называются социальными, если они касаются преобразова¬ний в тех сферах общественной жизни, которые непосредственно связаны с людьми, отражаются на их уровне и образе жизни, досту¬пе к социальным благам. Примером экономических реформ являет¬ся знаменитая столыпинская реформа сельского хозяйства (1905-1910 гг.), направленная на существенное ограничение общинного и феодального землевладения и развитие рыночных отношений в сельском хозяйстве. Субъектами социальных революций являются широкие народные массы. Революции носят скачкообразный харак¬тер и представляют собой форму перехода общества из одного каче¬ственного состояния в другое. Реформы и революции — это различ¬ные инструменты общественных преобразований, однако между ними нет непроходимой пропасти. Реформы, как правило, задумы¬ваются правящей элитой как одиночный акт или серия последова¬тельных действий, вносящих какое-либо нововведение в общест¬венную жизнь. Они начинаются каким-то законодательным актом и предусматривают проведение серии организационных мероприя¬тий исполнительными органами власти. Но если эти нововведения носят серьезный характер, то в процесс реформ вовлекается все об¬щество. На какой-то стадии правящая элита, и правительство в ча¬стности, может потерять контроль над социальным процессом, и ре¬формы постепенно превращаются в революции. Первоначальные частичные изменения приобретают повсеместный характер, захва¬тывают все сферы общественной жизни и превращаются в револю¬цию. Именно таким образом развивалась «перестройка» Горбачева в СССР в 1985-1991 гг. Она началась с мероприятий по «ускорению» и «гласности», направленных на реформирование советского социа¬листического общества за счет внедрения в него элементов рыноч¬ных отношений и западной демократии, а закончилась в 1993 году ликвидацией советской власти, установлением капиталистических производственных отношений. Иначе говоря, капиталистической революцией, изменившей основы существующего строя в СССР, в том числе и распадом самого СССР.
Одним из инструментов движения общества по пути социаль¬ного прогресса на основе сочетания реформ и революции в современ¬ной западной социологии признается модернизация. Термин «мо¬дернизация» относится не ко всему периоду социального прогресса, а только к одному его этапу –современному. В переводе с английско¬го «модернизация» означает осовременивание. Поскольку современ¬ный период «Новое время» в человеческой истории датируется с мо¬мента зарождения и расцвета капитализма, то суть модернизации связывается с распространением по всему земному шару обществен¬ных отношений и ценностей капитализма. Модернизация – это ре-волюционный переход от доиндустриального к индустриальному или капиталистическому обществу, осуществляемый путем ком¬плексных реформ, он подразумевает кардинальное изменение соци¬альных институтов и образа жизни людей, охватывающее все сферы общества. Теория модернизации призвана объяснить то, каким обра¬зом запоздавшие в своем развитии страны могут достичь современ¬ной стадии и решить внутренние проблемы, не нарушая очередности этапов.
Социологи всех школ и направлений рассматривают общество как из¬меняющуюся систему. Однако при трактовке общественных измене¬ний у представителей различных школ и направлений проявляются существенные различия. Абсолютизация того или иного типа измене¬ний социальных систем породила два методологически различных те-чения в социологии: социальный эволюционизм и революционизм.
Социальный эволюционизм представляет собой попытку гло¬бального осмысления исторического процесса, как части общего, бес¬конечно разнообразного и активного процесса эволюции Космоса, планетарной системы, Земли, культуры. Наиболее ярко социальный эволюционизм представлен в системе английского социолога Г. Спен¬сера. Он разработал наиболее полную схему эволюционного процес¬са, которая включает в себя несколько принципиальных моментов. Ядро этой схемы составляет дифференциация, которая неизбежна, поскольку всякие конечные однородные системы неустойчивы в си¬лу разных условий для их отдельных частей и неодинакового воз¬действия разнообразных внешних сил на их различные элементы. По мере возрастания сложности и разнородности в системах уско¬ряется темп дифференциации, так как каждая дифференцированная часть является не только результатом дифференциации, ной даль-нейшим ее источником. Дифференциация, по Спенсеру, предпола¬гает специализацию, разделение функций между частями и отбор наиболее устойчивых структурных соотношений. Эволюционные изменения происходят в направлении повышения гармонизации, структурного и функционального соответствия всех составляющих целого. Следовательно, дифференциация всегда сопровождается интеграцией. Естественным пределом всех эволюционных процессов в этом случае оказывается состояние динамического равновесия, обладающего инерцией самосохранения и способностью адаптации к новым условиям. Эволюция любой системы состоит в повышении и усложнении ее организации. Однако накопление несоответствий и дисгармоний в ходе эволюции может привести к распаду ее собственных произведений.
Социальная эволюция, по мнению Спенсера, составляет часть универсальной эволюции. Она состоит в усложнении форм общест¬венной жизни, их дифференциации и интеграции на новом уровне организации. В социологии Г. Спенсера реализована основная идея социального эволюционизма XIX в. – идея существования истори¬ческих стадий человеческого общества, развивающихся от простого к дифференцированному, от традиционного к рациональному, от не¬просвещенного к просвещенному, от общества с ручной технологией к обществу с машинной технологией, использующего искусственно созданную силу, от нечетко интегрированного общества к строго интегрированному.
Значительный вклад в развитие идей социального эволюцио¬низма внес французский социолог Э. Дюркгейм. Именно Э. Дюркгейм впервые развернуто обосновал положение, что разделение труда является причиной и следствием растущего усложнения общества.
Э. Дюркгейм противопоставил два типа общества. На одном по¬люсе социальной эволюции находятся простые общества с развитым разделением труда и сегментарной структурой, состоящие из однородных и подобных между собой сегментов, на другом – высокосложные общества, представляющие собой систему различных органов, из которых каждый имеет свою специальную роль и которые сами со¬стоят из дифференцированных частей.
Переход из одного общества к другому происходит длитель¬ным эволюционным путем, основные пункты которого выглядят следующим образом: 1) в сегментарном обществе растет население; 2) это увеличивает «моральную плотность», многократно умножает общественные отношения, в которые включен каждый человек, и, следовательно, усиливается конкуренция; 3) отсюда возникает уг¬роза сплоченности общества; 4) разделение труда призвано устра¬нить эту угрозу, так как оно сопровождается дифференциацией (функциональной, групповой, ранговой и т. д.) и требует взаимозави-симости специализированных индивидов и групп.
Эволюционистские и революционистские теории общества ос¬новываются на идее общественного прогресса. Они утверждают воз¬можность направленного развития общества, характеризующегося переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более со¬вершенному. В одном случае критерием прогресса объявляется ус¬ложнение социальной организации общества (Г. Спенсер), в другом – изменения в системе социальных связей и типе регуляции обще¬ственных отношений (Э. Теннис), в третьем — изменения в характе¬ре производства и потребления (У. Ростоу и Д. Белл), в четвертом – степень овладения общества стихийными силами природы, выражающаяся в росте производительности труда, и степень освобож¬дения людей из-под гнета стихийных сил общественного развития (К. Маркс).
3.Понятие и формы существования культуры
Раскрыть: определения культуры. Компоненты культуры: нормы, ценности, символы, язык. Определения и признаки народной, элитарной и массовой культуры. Субкультура и контркультура. Функции культуры: познавательная, коммуникативная, идентификационная, адаптационная, регулирующая
Понятие «культура» одно из центральных в социологии, поскольку через него раскрывается нормативно-ценностная обусловленность социальных отношений. И если в широком смысле культура включает в себя всю совокупность способов, форм и результатов человеческой деятельности, то в узкосоциологическом прочтении культура — ¬¬¬это ценностно-нормативный механизм групповой солидарности, то есть способ передачи стандартизированного поведения в группе. В этом понимании культура не есть какая-либо отдельная сфера деятельности, находящаяся, например, в сфере ведения министерства культуры, а всеобщий способ организации социальной жизни на основе коллективных верований и правил.
Общество и культура различаются в этой связи тем, что в культуре фиксируются необходимые образцы, способы и выражения социальных отношений, а их содержание и живая ткань межличностных взаимодействий в культурно обусловленных формах образуют неповторимое своеобразие всей палитры социальной жизни. Как отмечал Г.Зиммель, социальное содержание в отличие от социальных форм — это влечения, стремления, психические состояния и переживания, имеющие индивидуально-конкретные очертания и тем самым не являющиеся непосредственно социальными. В самой деятельности всегда возможны выбор, открытия, непредвиденные результаты.
Социокультурный механизм функционирует не только на уровне больших социальных общностей, но и воссоздается в повседневном жизненном мире, в котором, как показали микросоциологические исследования, образуются “кодовые” ситуационные значения, упорядочивающие потоки повседневных действий. Можно говорить, что социокультурный механизм имеет макро-, мезо- и микроуровневое воплощение и специфическую формальную определенность в каждом виде социальных отношений.
Таким образом, социальные структуры – это социокультурные феномены. В любой социальной системе необходимо выделять нормативно-ценностную структуру как функционирующую целостность, так же как и живую ткань межличностных взаимодействий надо рассматривать под углом зрения социокультурного творчества. Все специфические способы и формы человеческой деятельности (хозяйственные, политические, семейные, рекреативные и т.д.) пронизаны социокультурными смыслами и связями. Поэтому можно утверждать, что и культура вообще (в широком смысле) имеет не только материальную и духовную стороны, но и собственно социальную грань, которую можно рассматривать как коллективно-регулирующий механизм. Теперь зафиксируем более развернутое узкосоциологическое определение культуры: это система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной общности людей.
В качестве системы социокультурный механизм представляет собой совокупность определенных элементов и компонентов, а также определенный порядок их взаимосвязи на каждом из указанных выше уровней. Рассмотрим, прежде всего, базовые элементы.
Первый элемент — это обычай, целостный образец поведения, совершаемый в определенном месте, в определенное время и по определенному поводу. Его отличие заключается в том, что он не включает в себя выбор поведения и какие-либо рассуждения. Обычай и есть главный элемент традиции, которому следуют автоматически, потому что «так принято». Социокультурная функция обычая связана с необходимостью экономии социальной энергии. И, кроме того, система обычаев (нравы) обеспечивает характер, интенсивность и другие свойства групповой сплоченности и идентичности.
Второй элемент – норма – определяет установленные данной группой правила поведения людей в тех или иных обстоятельствах. Нормы включают в себя элемент групповой и индивидуальной рефлексии, поскольку подкрепляются средствами положительных и негативных санкций. Вместе с тем нормы различаются по степени обязательности и силе санкций, а также по уровням и сферам жизнедеятельности. В своем наивысшем качестве они приобретают свойства табу, за нарушения которых в прежние времена нарушителей подвергали смерти. Тем самым нормы регулируют меру поведения в определенном диапазоне вариативности, поскольку слишком жесткая нормативность может помешать социальной активности. Нормы предписывают стандарты поведения в группе, тем самым, защищая ее интеграционные свойства. Поэтому самые важные нормы — это нормы общесоциального порядка, так называемые этические нормы, имеющие качество внутриличностной императивности.
Третий элемент – ценности – это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться (Н.Смелзер). Ценности задают коллективно одобряемые критерии для предпочтения тех или иных объектов социальной действительности и тем самым определяют смысложизненные ориентации индивидов. Однако группы не могут произвольно задавать эти критерии, поскольку ценности являются квинтэссенцией человеческих потребностей. На ценностном уровне происходит их «обработка» в отношении символизации и иерархизации для целевой проблематизации деятельности. Ценностный мир — это мир жизненной веры. Тем самым, помимо ориентирующей и символической, ценности выполняют функции легитимизации многообразных форм деятельности и их энергетического насыщения.
Вместе с тем, поскольку социальному миру присуща групповая дифференциация, в реальном мире всегда существуют ценностные расхождения, имеющие следствием борьбу за обозначение явлений мира средствами собственного языка. На основе “победившей” системы ценностей и формируется общезначимая нормативная система, подкрепляемая совокупностью соответствующих санкций. Таким образом, социокультурному механизму присущи отношения: ценности – нормы – санкции.
Важными элементами культуры являются знания, то есть понятия, относящиеся к закономерным сторонам действительности. А поскольку видов знания достаточно много, то среди него выделяют узко понимаемое социальное знание, то есть знание, относящееся к социально-коммуникативным действиям людей в отношении друг друга. Это социальное знание рационализирует поведения людей на основе приобретенного опыта как на уровне межличностного общения, так и на уровне институционально-ролевого поведения. Следует также отметить, что любое общественное устройство немыслимо вне сознательных усилий, вне рационально-целевых определений. Однако это знание специфично и не подчиняется во многих случаях законам формальной логики. Зачастую оно предписывает на уровне межличностных отношений так называемую «житейскую логику», а на общегрупповом — так называемую логику «политических» решений.
Значения как элементы культуры есть смыслы, которыми люди наделяют те или иные явления окружающего мира. Значения через знаки и символы позволяют кодировать социальную информацию, накапливать и использовать ее в социальной практике. Собственно значения, прежде всего, и указывают на ценностно-нормативные аспекты окружающего мира в наиболее наглядной и экономной форме – в знаке и символе. То есть они выполняют функции рентрансляции и символизации коллективных требований к поведению людей со стороны общностей.
В своей совокупности знаки и символы образуют языки, являющиеся незаменимым средством социального общения. Значения языка конвенциальны и одновременно контекстуальны. Именно поэтому люди в реальной речевой практике созидают новые значения, и тем самым язык развивается. Язык не нейтрален. Он организует наш опыт через свои понятия, во многом определяя нормативно-ценностные предпочтения каждой данной эпохи.
Наиболее важный уровень социокультурного механизма – это уровень национальной культуры. Именно на этом уровне самые разные формы культуры обретают автономное, системное качество. В национальных культурных центрах создаются образцы элитарной (высокой) культуры, продукты массовой (общедоступной) духовной продукции. Здесь также поддерживаются наиболее значимые элементы народной культуры. Другими словами, этот пласт культуры выполняет социетальные функции по интеграции, самоидентификации и иерархизации общества главным образом на основе общего языка, традиций и ценностных установок.
Каждый народ вырабатывает свой неповторимый социокультурный генотип воспроизводства основ жизнедеятельности на основе фундаментальных факторов развития — природно-климатических условий, специфики религиозных верований, уникальности исторического пути и др. Этот генотип, называемый в том числе «центральной зоной», «архетипом» или же собственно «традицией», есть укорененная в общественной психологии система поведенческих установок на типичные, «тематические», ситуации, которые актуально возникали перед данным народом в прошлом. Совокупность же ценностных понятий, образующих общую основу национальной культуры, иногда называют менталитетом. Данное понятие фиксирует духовные устремления народа, его символы веры. В менталитете отражаются бессознательные проекции добра и зла, а также предпочитаемые способы действий, при которых торжествует доброе начало.
И все же менталитет нации нельзя сводить лишь к глубинам бессознательного опыта, т.е. к психологическим феноменам архаического опыта. Изменение общественно-экономического бытия в перспективе меняет мышление людей, ведь они никогда не были абсолютными заложниками своих традиций. В переломные исторические моменты «зов жизни» принуждал их выбирать нетрадиционные пути, которые затем «освящались» в качестве “традиции”. Вместе с тем, как отмечал К. Юнг, зачастую архетипы имеют способность до поры до времени находится в «дремлющем» состоянии. Когда же представляется ситуация, архетип активизируется и прокладывает себе дорогу, вопреки разуму и воле.
Социально-культурные особенности кристаллизируются также на уровнях основных сфер общественной системы и их базовых институтов. Это основополагающие формы культуры – экономическая, политическая, социально-коммуникативная и собственно духовная. Каждая из них имеет свой специфический состав ценностей, норм и образцов поведения, коренящихся в особенностях данных сфер социальной практики. Например, если в политике актуализируются ценности коллективной солидарности, то в экономике ведущую роль играют ценности индивидуального (профессионального или предпринимательского) успеха. В экономике символом успеха является полученный доход, в политике – власть. Также есть различия в ритуалах деловой сделки и политического соглашения. Все эти различия, конечно, не отменяют теснейшую взаимосвязь названных сфер, в том числе и в отношении культурной презентации.
Самостоятельное значение имеет сфера профессиональной культуры, куда традиционно включаются такие феномены, как литература, искусство, библиотеки, филармонии, музеи и т.д. Иногда эти формы духовного производства и потребления только и относят к сфере культуры, подразумевая под этим высокое духовное предназначение данных видов деятельности. Однако в свете выше изложенного понятно, что нельзя выносит за скобки культурное содержание всех других видов деятельности. Вместе с тем искусство и литература, создавая мир «вторичной реальности», кристаллизирует социальный опыт в ценностных и нормативных образцах с позиций высших жизненных смыслов и целей. Вот почему искусство – как средство презентации необходимых и всеобщих образцов – имеет такое актуальное значение для общества.
На уровне функционирования отдельных социальных групп и общностей фиксируется существование многочисленных субкультур, т.е. систем норм и ценностей, отличающих определенные группы и общности от других. Субкультуры – это образования внутри общества, которые отличаются от общенормативной культуры и по другим характерным признакам: манере поведения, особенностям языка и презентации собственного образа. Очевидно, что наличие субкультур есть следствие социальной дифференциации, и социокультурные особенности данных образований служат незаменимым средством поддержания социальной структуры общества. Среди значимых субкультур выделим: территориальные, профессиональные, поколенческие, а также субкультуры стилевого характера, часть из которых противопоставляет себя доминирующей и становится компонентом контркультуры.
В современную эпоху становится актуальным уровень массовой культуры. Ее можно определить как специально созданную для масс духовную продукцию, которую отличают черты доступности, эмоциональности и серийности. Всем известны такие проявления массовой культуры, как детектив, лав-стори, эстрада, цирк и т.п. Появление данного феномена обусловлено процессами индустриализации, урбанизации и репродуцирующих технических средств (грамзапись, кинематограф, телевидение). Нельзя упрощенно думать, что массовая культура есть какая-то деградация так называемой «высокой» культуры. На самом деле она выполняет важную функцию межгруппового взаимодействия на основе обращения к наиболее очевидным феноменам социального опыта. Но тем самым массовая культура выполняет и функцию социализации подрастающего поколения. Лучшие образцы жанров данного вида служат рекреации людей, возобновлению витальности, да и просто эстетическому наслаждению. Однако исключительное потребление духовной продукции т.н. «низких» жанров обрекает людей этого выбора на более низкие статусные позиции. Культурно-символический критерий своеобразной «приобщенности» к образцам «высокой» культуры служит достаточно жестким стратифицирующим орудием, направленным против выходцев из низов.
В обобщающем смысле, однако, можно говорить о некоторых целостных функциях культур. Прежде всего, это продуцирование и накопление духовных ценностей. Культура постепенно гармонизирует многообразные ценности и создает целостное пространство духовного богатства человечества. Далее, духовные ценности апробируются в массовой деятельности людей, и здесь устанавливается нормативная сущность культуры. Она осуществляет нормативизацию действий, средств и целей человеческой жизнедеятельности. Практическое использование норм культуры позволяет вскрыть их значение и эффективность.
Следующая функция культуры — познавательная в широком смысле слова. Культура осуществляет различные формы познавательной деятельности. Кроме науки, как профессионализированного познания, в культуре осуществляется художественное познание, религиозное, нравственное и т. д. Основным результатом познавательного отношения к миру в культуре является установление смысла и значения содержания артефактов или явлений природы, которые стали объектом культуры. Смыслообразующая функция культуры осуществляется с помощью различных творческих приемов, особых для каждого вида духовной деятельности, языков и знаков, специфического набора символов и образов, понятий и идей. Продуцируя и репродуцируя духовные ценности, культура создает определенную систему коммуникаций, которая должна обеспечить обмен и взаимодействие участников культурного процесса. Культура обеспечивает взаимодействие людей через ценности, интегрирует общество, поддерживает и развивает его целостность. Осуществляя эту работу, культура осуществляет социализацию человека, постоянно предлагая ему нормы, образцы и алгоритмы жизнедеятельности, отличающиеся от поведения животных.
Таким образом, культура выводит человека из мира животного в мир «homo sapiens», человека разумного, осознающего свое общественно-социальное предназначение. Кроме этого культура способна выполнять роль общественной памяти. Она создает способы и средства сохранения и накопления опыта духовной деятельности человека. Благодаря этой роли культуры становится возможным формирование глубинных, подсознательно действующих алгоритмов культурного поведения человека, т. е. формирование архетипов, которые закрепляют поведенческие образцы или модели на психофизиологическом уровне. К. Юнг убедительно показал, что архетипы действуют как врожденные психические структурные образования, которые возникли, однако, в результате культурного развития человека. Архетипы служат питательной почвой для творчески продуктивной духовной деятельности человека.
И, наконец, рекреативная функция культуры, которая проявляется в создании способов и учреждений, где человек получает возможность восстанавливать свои духовные силы, обновлять и приводить в норму свой духовный потенциал, проводить своеобразную профилактику своего духовного состояния, то, что обычно называется «очищением души». Это можно делать в театре, а можно и в храме или на карнавале. В открытой культуре человек свободен в своем выборе и поэтому ему доступны все формы и функции культуры.
Культура как фактор социальных изменений: «аккультурация», «культурный релятивизм», «культурная идентичность», аномия; влияние культуры на экономические, политические и социальные процессы в обществе
Культура выполняет в обществе функцию психологической разрядки, так называемую антистрессовую функцию. Современная жизнь создает предпосылки для возникновения психологической неустойчивости, «взрывоопасности» поведения человека и соответственно для обострения социальной ситуации в обществе. Далеко не всегда существуют условия для удовлетворения желаний и потребностей, нормального отдыха, спокойного общения. Перед культурой, особенно духовной, возникает задача разрядить стрессовые ситуации, обеспечить, насколько это возможно, психологический комфорт человека и общества в целом. Для этого в систему культуры включены целые общественные институты, учреждения (кинематограф, досуговая сфера и прочее), которые призваны «увести» человека в другую, мечтаемую реальность, отдаленную от нашего пространства и времени.
Благодаря тому, что культура воплощается в деятельности, объективируется в вещественно-предметных и знаково-символических формах, происходят определенная фиксация и структурирование исторического опыта данного народа, общности, семьи. Культура, ее смыслы и значения, технология и навыки могут быть переданы другому человеку, другому поколению.
Одна из поразительных черт культуры как явления в том и заключается, что она способна постоянно развиваться, изменяться и при этом сохранять свою особенность. Это свидетельствует прежде всего о том, что социокультурный процесс – функционирование культуры как социального явления – представляет собой переплетение двух противоречивых тенденций: тенденции к сохранению, устойчивости, преемственности и тенденции к развитию, модернизации, изменениям.
Тем самым культура выявляет еще один аспект социологического осмысления – как средство, метод формирования прошлым, накопленным опытом, традициями наших сегодняшних представлений и более широко – нашей жизнедеятельности в настоящем. Способность к саморазвитию и изменчивости – это важнейший признак социокультурного процесса. Если в культуре того или иного народа развиты традиции свободы творчества, проявления индивидуальности, то в этом случае сама культурная традиция как бы «подталкивает» людей к поиску, инновациям. Народ, в культуре которого мало развиты традиции, способствующие поиску, новаторству, обрекает себя на отставание, на серьезные трудности. Функция культуры по передаче социального опыта осуществляется в процессе социализации личности, прежде всего ее воспитания и образования. Культура как внебиологическое, благоприобретенное не подчиняется в целом законам генетической наследственности. Ею можно овладеть лишь в ходе социального наследования. Поэтому когда речь идет об образовании и воспитании личности, то имеется в виду процесс формирования личности, прежде всего как носителя, восприемника и продолжателя культуры.
Механизмы социализации обеспечивают самовозобновляемость общества, духовное замещение одного поколения другим. При рождении человек застает определенный мир, не им созданный, но являющийся основой его жизнедеятельности. С помощью понятий, книг, различных средств информации человек учится жить, строить отношения с другими людьми, пользоваться материально-вещественными предметами, которые его окружают, наблюдая за поведением других (образцами деятельности, принятыми в обществе), и, самое главное, осуществляет собственную практическую деятельность, вырабатывая свой собственный опыт и делая своим собственным достоянием культуру семьи, общества, человечества.
Культура играет в жизни человека весьма противоречивую роль. С одной стороны, она способствует закреплению наиболее ценных и полезных образцов поведения и передаче их последующим поколениям, а также другим группам. С другой стороны, культура способна с помощью нравственных норм закрепить несправедливость и суеверия, бесчеловечное поведение. Поэтому важно изучить отдельные проявления культуры, чтобы получить возможность снизить напряженность во взаимодействии человека с порожденной им культурой.
Тенденция судить о других культурах с позиции превосходства своей собственной называется этноцентризмом. Принципы этноцентризма находят отчетливое выражение в деятельности миссионеров, которые стремятся обратить «варваров» в свою веру. Этноцентризмом отмечена деятельность первых антропологов. Они были склонны сравнивать все культуры со своей, которую считали самой передовой. Этноцентризм делает нашу культуру эталоном, с которым мы соизмеряем все другие культуры: по нашему мнению, они будут хороши или плохи, высоки или низки, правильны или ложны, но всегда по отношению к нашей собственной культуре.
Если члены одной социальной группы будут рассматривать культурные обычаи и нормы других социальных групп только с точки зрения этноцентризма, то прийти к пониманию и взаимодействию очень сложно. Поэтому существует подход к другим культурам, который смягчает действие этноцентризма и позволяет находить пути к сотрудничеству и взаимному обогащению культур различных групп. По мнению американского социолога Уильяма Самнера культуру можно понять только на основе анализа ее собственных ценностей в ее собственном контексте. Такая точка зрения называется культурным релятивизмом. Культурный релятивизм способствует пониманию тонких различий между близкими культурами. Важно только подойти к этим различиям не с точки зрения доминирования «нашей» культуры, а с точки зрения культурного релятивизма, т.е. признавая за другими культурами возможности иных, отличных от «наших» интерпретаций культурных образцов и осознавая причины таких модификаций. Эта точка зрения, помогает сближению и развитию различных культур.
Например, в Германии двери в учреждении всегда плотно закрыты, чтобы разъединить людей. Немцы считают, что иначе служащие отвлекаются от работы. Наоборот, в США двери кабинетов обычно открыты. Американцы, которые работают в Германии, часто жаловались, что закрытые двери вызывали у них ощущение неприветливости окружающих и чувство отчуждения. Закрытая дверь для американца имеет совсем не тот смысл, что для немца.
К аккультурации относят контакты представителей разных культур. Результатом таких контактов становится восприятие культурных норм и ценностей. Обычно их перенимает одиночка или группа людей, попавшие в чужую страну и оставшиеся там на постоянное жительство. Обратного процесса, когда все население страны перенимает культурные нормы у приезжей группы иностранцев, практически не бывает.
Можно привести бесчисленное количество примеров аккультурации. В XIX веке Россия присоединила к своим границам много новых культурных регионов: Польшу, Кавказ, Среднюю Азию. Переселившиеся туда русские перенимали местные обычаи и традиции, сохраняя при этом свои собственные. Но и местное население теснее познакомилось с русской культурой и многое позаимствовало из нее. Это пример аккультурации, явившейся следствием территориальных завоеваний и присоединений.
В 1968 году американская армия, более 10 лет воевавшая во Вьетнаме, покинула юго-восточную страну. Некоторые молодые американцы взяли в жены вьетнамских девушек. В США им пришлось заново проходить процесс социализации, т.е. обучения новым нормам и ценностям. То же самое происходило после Второй мировой войны, когда американские солдаты женились на японских девушках. В том и другом случае мужчины не оставались на родине своих жен, а увозили их в свою страну. Мужчина играет в данном случае активную культурную роль и вынуждает женщину адаптироваться к нормам родной для него культуры.
Итак, аккультурация представляет собой процесс повторной социализации взрослого человека (ресоциализацию) или усвоения необходимых для жизни и позитивно воспринятых норм и ценностей чужой культуры, которые наслаиваются на традиции и обычаи родной культуры.
Аккультурация – необходимый элемент межкультурного взаимодействия. Когда встречаются представители двух разных культур, то они, намереваясь найти общий язык, пытаются понять друг друга.
Таким образом, аккультурация играет прогрессивную роль в глобальном обществе. Она предполагает обучение нормам другой культуры, знакомство с ее историческим наследием, позволяет найти эффективную технологию общения людей.
Культурные последствия расширяющихся контактов между представителями разных стран и культур выражаются среди прочего и в постепенном стирании культурной самобытности. Особенно это очевидно для молодежной культуры, которая носит одинаковые джинсы, слушает одну и ту же музыку, поклоняется одним и тем же «звездам» спорта, кино, эстрады. Однако со стороны более старших поколений естественной реакцией на этот процесс стало стремление сохранить существующие особенности и отличия своей культуры. Поэтому сегодня в межкультурной коммуникации особую актуальность имеет проблема культурной идентичности, то есть принадлежности человека к той или иной культуре.
Понятие «идентичность» сегодня широко используется в этнологии, психологии, культурной и социальной антропологии. В самом общем понимании оно означает осознание человеком своей принадлежности к какой-либо группе, позволяющее ему определить свое место в социокультурном пространстве и свободно ориентироваться в окружающем мире. Необходимость в идентичности вызвана тем, что каждый человек нуждается в известной упорядоченности своей жизнедеятельности, которую он может получить только в сообществе других людей. Для этого он должен добровольно принять господствующие в данном сообществе элементы сознания, вкусы, привычки, нормы, ценности и иные средства общения, принятые у окружающих его людей. Усвоение всех этих проявлений социальной жизни группы придает жизни человека упорядоченный и предсказуемый характер, а также невольно делает его причастным к какой-то конкретной культуре. Поэтому суть культурной идентичности заключается в осознанном принятии человеком соответствующих культурных норм и образцов поведения, ценностных ориентации и языка, понимании своего «я» с позиций тех культурных характеристик, которые приняты в данном обществе, в самоотождествлении себя с культурными образцами именно этого общества.
Культурная идентичность оказывает определяющее влияние на процесс межкультурной коммуникации. Она предполагает совокупность определенных устойчивых качеств, благодаря которым те или иные культурные явления или люди вызывают у нас чувство симпатии или антипатии. В зависимости от этого мы выбираем соответствующий тип, манеру и форму общения с ними.
Культура – не застывшая традиция, она постоянно подвергается изменениям. И это понятно, если вспомнить, что человеческая деятельность является предметно-творческой целерациональной активностью. Отчего же зависят и в чем проявляются социокультурные изменения?
В социологии существуют две основные точки зрения на данный вопрос. Первая отдает предпочтение эндогенным факторам развития. Согласно этому взгляду, развитие культуры есть процесс ее самодвижения через накопление определенного рода культурных элементов. Последующая конкуренция между ними имеет следствием стихийный отбор наиболее перспективных продуктов с их последующим всеобщим утверждением. Эволюционный характер развития культуры определен развитием технологии и экономической мощи общества, которые ведут к дифференциации труда, а, следовательно, и к образованию новых форм и элементов культуры (Г.Спенсер, Э.Дюркгейм). В результате старые нормы и ценности постепенно отмирают и утверждаются новые. В свою очередь марксисты указывали на революционный характер многих социокультурных изменений.
Вторая точка зрения акцентирует внимание на экзогенных, креативно-инновационных источниках развития. Другими словами, здесь подчеркивается роль творческого меньшинства, элиты, в создании действительно определяющих инноваций, которые затем репродуцируются широкими массами. Показательна в этом отношении теория культурных изменений британского ученого А.Тойнби, обрисовавшего данную проблему через универсальную схему «вызов-ответ». По его мнению, для того чтобы изменились коллективные представления и способы деятельности, нужно сильное давление со стороны внешней природной и социальной среды. И общность или находит ответ на принципиально новую ситуацию, или уклоняется от ответа и тем самым деградирует. Сам же «ответ» может быть, прежде всего, духовным прорывом «творческого меньшинства» и постепенным приобщением к новому духовному опыту «внутреннего пролетариата».
Действительно, источниками культурного развития являются и накопленные духовные и материальные ресурсы, в том числе заимствования из чужого опыта, а также инновационая деятельность творческого меньшинства. При этом в каждую данную историческую эпоху культура находится в определенной фазе своего движения — застое, кризисе, возрождении или в трансформации. В эмпирическом же проявлении к культурной динамике можно отнести смену духовных стилей, территориальное перемещение культурных центров, кардинальное изменение технологий хозяйственной деятельности, принципов презентации социальных статусов. В глобальном социокультурном плане происходит смена традиционного (приписывающего) типа интеграции на современный тип общества.