-
1. Общая педагогика
7-
Лекция1.1
-
Лекция1.2
-
Лекция1.3
-
Лекция1.4
-
Лекция1.5
-
Лекция1.6
-
Тест1.1
-
-
2. Теория и методика воспитания
7-
Лекция2.1
-
Лекция2.2
-
Лекция2.3
-
Лекция2.4
-
Лекция2.5
-
Лекция2.6
-
Тест2.1
-
-
3. Психология развития и возрастная психология
7-
Лекция3.1
-
Лекция3.2
-
Лекция3.3
-
Лекция3.4
-
Лекция3.5
-
Лекция3.6
-
Тест3.1
-
-
4. Педагогика сотрудничества
7-
Лекция4.1
-
Лекция4.2
-
Лекция4.3
-
Лекция4.4
-
Лекция4.5
-
Лекция4.6
-
Тест4.1
-
-
5. Проблема истории древнего мира и средних веков
22-
Лекция5.1
-
Лекция5.2
-
Лекция5.3
-
Лекция5.4
-
Лекция5.5
-
Лекция5.6
-
Лекция5.7
-
Лекция5.8
-
Лекция5.9
-
Лекция5.10
-
Лекция5.11
-
Лекция5.12
-
Лекция5.13
-
Лекция5.14
-
Лекция5.15
-
Лекция5.16
-
Лекция5.17
-
Лекция5.18
-
Лекция5.19
-
Лекция5.20
-
Лекция5.21
-
Тест5.1
-
-
6. Проблемы новой и новейшей истории
15-
Лекция6.1
-
Лекция6.2
-
Лекция6.3
-
Лекция6.4
-
Лекция6.5
-
Лекция6.6
-
Лекция6.7
-
Лекция6.8
-
Лекция6.9
-
Лекция6.10
-
Лекция6.11
-
Лекция6.12
-
Лекция6.13
-
Лекция6.14
-
Тест6.1
-
-
7. Проблемы истории России с древних времен до начала ХХ в
8-
Лекция7.1
-
Лекция7.2
-
Лекция7.3
-
Лекция7.4
-
Лекция7.5
-
Лекция7.6
-
Лекция7.7
-
Тест7.1
-
-
8. Проблемы новейшей истории России
9-
Лекция8.1
-
Лекция8.2
-
Лекция8.3
-
Лекция8.4
-
Лекция8.5
-
Лекция8.6
-
Лекция8.7
-
Лекция8.8
-
Тест8.1
-
-
10. Проблемы философии в курсе обществознания
9-
Лекция9.1
-
Лекция9.2
-
Лекция9.3
-
Лекция9.4
-
Лекция9.5
-
Лекция9.6
-
Лекция9.7
-
Лекция9.8
-
Тест9.1
-
-
11. Проблемы экономики в курсе обществознания
6-
Лекция10.1
-
Лекция10.2
-
Лекция10.3
-
Лекция10.4
-
Лекция10.5
-
Тест10.1
-
-
12. Проблемы социальных отношений
10-
Лекция11.1
-
Лекция11.2
-
Лекция11.3
-
Лекция11.4
-
Лекция11.5
-
Лекция11.6
-
Лекция11.7
-
Лекция11.8
-
Лекция11.9
-
Тест11.1
-
-
13. Политические проблемы в курсе обществознания
12-
Лекция12.1
-
Лекция12.2
-
Лекция12.3
-
Лекция12.4
-
Лекция12.5
-
Лекция12.6
-
Лекция12.7
-
Лекция12.8
-
Лекция12.9
-
Лекция12.10
-
Лекция12.11
-
Тест12.1
-
-
14. Правовые проблемы в курсе обществознания
8-
Лекция13.1
-
Лекция13.2
-
Лекция13.3
-
Лекция13.4
-
Лекция13.5
-
Лекция13.6
-
Лекция13.7
-
Тест13.1
-
-
15. Методика преподавания обществознания в школе
8-
Лекция14.1
-
Лекция14.2
-
Лекция14.3
-
Лекция14.4
-
Лекция14.5
-
Лекция14.6
-
Лекция14.7
-
Тест14.1
-
-
16. Внедрение интерактивных методов обучения в учебный процесс
5-
Лекция15.1
-
Лекция15.2
-
Лекция15.3
-
Лекция15.4
-
Тест15.1
-
-
17. Организация доступной образовательной среды для детей с ОВЗ
5-
Лекция16.1
-
Лекция16.2
-
Лекция16.3
-
Лекция16.4
-
Тест16.1
-
-
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
1
This content is protected, please login and enroll course to view this content!
Предыдущая страница
Социальная стратификация
Следующая страница
Практическое задание 2. (Проблемы социальных отношений в обществознании )
Комментариев
Практическое занятие по теме: СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ
1. Понятие и структура социального действия. Социальные взаимодействия
Раскрыть: признаки социального действия. Структура социального действия: актор, мотив, цель действия, результат. Социальные взаимодействия. Виды социальных взаимодействий по М. Веберу
Формы социального взаимодействия: кооперация, конкуренция, конфликт, его виды. Взаимодействие как обмен
Социальное действие – одно из центральных понятий социологии, т.к. это простейший элемент любого вида социальной деятельности. Изучение социальных действий – очень важная задача, стоящая перед социологами, так как благодаря им осуществляется функционирование индивидов и групп и функционирование социальной связи. Впервые понятие социального действия ввел в научный оборот немецкий социологМакс Вебер. Большой вклад в исследование проблем социального действия внесли такие крупные социологи, как Э.Дюркгейм, Т.Парсонс (“Структура социального действия”, “К общей теории действия”) и др.
Социальные действия- это определенная система поступков, средств и методов, используя которые, индивид или социальная группа стремятся изменить поведение, взгляды или мнение других индивидов или групп.
Социальные действия- это такие действия, цель которых вызвать изменение поведения, взглядов и стремлений индивидов или общностей.
Социальное действие – действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него.
Любое социальное действие представляет из себя систему, в которой можно выделить следующие элементы :
– субъект действия, воздействующий индивид или общность людей;
– объект действия, индивид или общность, на которых направлено действие;
– средства (орудия действия) и методы действия, с помощью которых осуществляется необходимое изменение;
– результат действия – ответная реакция индивида или общности, на которых было направлено действие.
Если взглянуть на нашу жизнь сверху, как бы с высоты птичьего полета перед нами откроется картина, напоминающая муравейник: одни куда-то спешат, другие трудятся, третьи ждут, стоят в очереди и т.д. Все что-то делают, суетятся, постоянно входят в различные контакты, связи и т.д. Что же является тем исходным элементом, своеобразным, далее неделимым атомом этой живой социальной реальности? Социальное действие. В нем, как в зародыше содержатся все основные черты, противоречия, движущие силы, характерные для социальной действительности. Неслучайно выдающиеся классики социологии – М. Вебер и Т. Парсонс, не смотря на различия в подходах, уделили первоочередное внимание в своих социологических доктринах именно действию (М. Вебер – социальному действию, Т. Парсонс – единичному действию).
Социальное действие (включая невмешательство) может быть ориентировано, согласно М. Веберу, на прошлое, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других. Оно может быть местью за прошлые обиды, защитой от опасности в настоящем или защитой от грядущей опасности в будущем. Другие могут быть отдельными лицами, знакомыми или совершенно незнакомыми людьми.
Согласно М. Веберу социальное действие имеет две особенности:
– оно рационально, осознанно;
– оно ориентировано на поведение других людей.
Вебер выделяет четыре типа социального действия:
1. целерациональное (в основе рационально понятная цель) – когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей; Для целерационального действия характерно ясное понимание воздействующим того, что он хочет добиться и какие средства для этого наиболее эффективны. При этом им заранее анализируются все возможные положительные и отрицательные, ответные реакции со стороны объекта воздействия, находится разумное сочетание личной цели и социальной.
2. ценностнорациональное – определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха;Бездействующий строго ориентирован на выполнение своих убеждений о долге, достоинстве или красоте (например, долг перед родителями, перед Отечеством и т.д). Такие действия, как считает М.Вебер, подчинены “заповедям” или “требованиям”, повиновение которым – долг каждого человека. В данном случае воздействующий строго придерживается и полностью полагается на принятые в обществе ценности и нормы, порой даже в ущерб своим личным целям.
3. аффективное – определяется эмоциями; это действие, совершенное в состоянии аффекта, относительно кратковременного, но интенсивно бурного эмоционального состояния, возникшего в ответ на сильный раздражитель (например, во время гнева, ужаса). В основе его лежат чувства индивида, и для него характерно стремление к немедленному удовлетворению жажды мести, страсти или влечения.
4. традиционное – определяется традицией или привычкой.это традиционно привычное действие, совершаемое, как правило, без осмысления. Данное действие осуществляется на основе глубоко усвоенных индивидами социальных образцов поведения и норм, которые уже давно перешли в разряд привычных и традиционных.
Человеческое действие побуждаемо определенной потребностью человека, которая приобретает форму идеальной цели. Здесь – внутренний импульс действия, его энергетический источник. Неудовлетворенность, выступающая в различных формах (голод, моральный дискомфорт, творческое беспокойство, тревога и т.д.) – свидетельство противоречия между тем, что необходимо человеку, и тем, чем он обладает, имеет в наличии в данной конкретной среде. Неудовлетворенность побуждает к целенаправленному действию. Цель – это ожидаемый результат, в котором потребность должна найти свое разрешение. В результате действия цель достигается, наступает момент равновесия деятеля, его потребностей и внешней среды.
Используя идеи Т. Парсонса, разведем:
а) “деятеля” с его потребностями, целями;
б) “ситуацию” как совокупность конкретных условий, обстоятельств среды, в которой действует деятель;
в) ориентацию “деятеля” на “ситуацию”, благодаря которой вырабатывается конкретный план реализации потребности, цели.
“Деятель” (будь то индивид или группа людей) выделяет в конкретной ситуации различные объекты по их значимости для достижения цели, различает полезные или вредные для себя элементы ситуации, определяет: что требует первоочередного внимания, а что может быть рассмотрено как второстепенное, анализирует, что произойдет, если начать процесс достижения цели сразу или отложить его на определенный срок и т.д.
Все эти “взвешивания” вариантов, шансов характерны для любого человеческого действия. Но мы имеем дело с социальным действием в том случае, когда “деятель”, ориентируясь на ситуацию, принимает во внимание реакцию других людей, их потребности и цели, вырабатывает план своих действий, ориентируясь на других, строя прогноз, учитывает: будут способствовать или препятствовать его действиям другие социальные субъекты, с которыми он должен взаимодействовать; кто и как себя поведет, с учетом этого, какой вариант действий следует избрать.
Не всякое человеческое действие – действие социальное. Ибо достижение не всякой цели предполагает ориентацию на других людей.
Так, ученый – естествоиспытатель стремится реализовать научно – познавательную цель. Он знает научно – познавательную ситуацию, то есть то, что уже известно об изучаемом феномене, а что еще является предметом споров, дискуссий. Исходя из этого, он вырабатывает план решения научной задачи, выдвигая гипотезу, пути ее доказательств. Здесь мы, как и во всех случаях, когда идет речь только о взаимоотношениях (в данном случае познавательных) человека с природой, не имеем социальных действий. Конечно, способность человека ставить научную цель, решать ее является продуктом социального развития. Поиск ученого базируется на научном фундаменте, созданном предшествующими поколениями, и не только ученых. Каждая формула, технология – это есть социальный продукт. И в этом смысле, исследуя природу, ученый смотрит на нее глазами всего общества, и прежде всего сообщества ученых, взятого в историческом протяжении. Но в данный, конкретный момент, в ходе решения познавательной задачи, сам поиск ученого не есть социальное действие.
Другое дело, что в процессе решения познавательной задачи у него возникает потребность в создании наиболее благоприятных условий для этого: получить признание коллег, преодолеть возможные препятствия со стороны других. Вот здесь-то мы имеем дело уже с наукой как системой взаимодействия людей. Соответственно, действия ученого по упреждению возможных препятствий со стороны других, обеспечению признания своего достижения в сообществе ученых – это уже социальные действия.
Таким образом, человеческое действие тогда приобретает характер социального действия, когда оно ориентировано на других, когда оно предполагает прямое или опосредованное взаимодействие с другими людьми. Напомним, эта ориентация может осуществляться как на конкретное лицо, так и на группу знакомых, незнакомых (например, поведение в автобусе); на сообщество, членом которого он является (например, коллектив, нация) или на все общество; может иметь в виду как прошлое (например, месть), так и настоящее или ожидаемое будущее (например, упреждающие действия).
Означает ли сказанное, что всякое столкновение людей есть социальное действие? Нет, не всегда. Представим житейскую ситуацию, как бы зафиксированную на кадрах кинопленки. Кадр первый: прохожего обрызгала машина; кадр второй: прохожий в сердцах (или вслух) отругал водителя за то, что он испортил его новый плащ. Кадр третий: водитель, увидев, что он (неумышленно) сделал, останавливает машину, выходит из нее, намереваясь извиниться перед прохожим. Кадр четвертый: между прохожим и водителем состоялся небольшой обмен любезностями. Кадр первый – в действии водителя нет социального действия (если он сделал это неумышленно). Кадр второй – прохожий совершил социальное действие. Кадр третий – водитель совершил социальное действие. Кадр четвертый – и водитель, и прохожий вошли в социальный контакт. И еще одна ситуация, о которой упоминал еще М. Вебер. Внезапно пошел дождь, все прохожие открыли зонты. Здесь нет социального действия. Хотя внешне казалось, что прохожие сговорились или открыли зонты по команде.
Потребности как источник социального развития и мотивацию можно рассматривать как смыслообразующеее начало деятельности. Ориентация на других возникает как важнейшее средство, условие удовлетворения потребностей “деятеля”, реализации его жизненных целей. Трудность (а для современного человека невозможность) удовлетворения своих потребностей без взаимодействия с другими людьми фактически принуждает “деятеля” к учету интересов других, возможной их реакции на его действия. Иначе – хаос, который вреден всем. Ориентация на других, выполнение обязательств – своеобразная плата, которую “деятель” должен платить за спокойные, надежные цивилизованные условия удовлетворения своих потребностей.
Признаки действия:
• Нормативность (зависит от общепринятых ценностей и норм);
• Волюнтаризм (связь с волей субъекта, обеспечивающей некоторую независимость от окружающей среды);
• Наличие знаковых механизмов регуляции.
Социальное действие необходимо отличать от социального взаимодействия. При этом следует также помнить, что не все социальные действия в конечном итоге приводят к социальному взаимодействию.
Социальное взаимодействие – это систематически устойчивое выполнение каких-то действий, которые направлены на партнера для того, чтобы вызвать определенную (ожидаемую) ответную реакцию с его стороны, которая, в свою очередь, вызывает новую реакцию воздействующего.
Схематично это можно представить следующим образом: А воздействует на Б, чтобы вызвать какую-то реакцию, которая, в свою очередь, вызывает определенное ответное действие А. Таким образом, взаимодействие – это система действий по крайней мере двух индивидов либо двух групп, или индивида и группы (обмен действиями), а социальное действие, в отличие от него, это действие одного индивида или группы, цель которых изменить только поведение, взгляды другого индивида или группы.
Социальное взаимодействие – способ осуществления социальных связей и отношений в системе, предполагающей наличие не менее двух субъектов, самого процесса взаимодействия, а также условия и факторы его реализации. В ходе взаимодействия имеет место становление и развитие личности, социальной системы, изменение их в социальной структуре общества и т. п.
Социальное взаимодействие – любое поведение человека или социальной группы, имеющее значение для других людей в данный момент и в будущем. Оно включает передачу информации, получение реакции на неё её переработку и возврат её, а так же реакцию на новую информацию первого лица.
В отличие от соц.действия, которое представляет собой отдельный акт и может быть направлено на любой объект, соц.взаимодействие всегда направлено на другого человека и вызывает обратную реакцию.
Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны.
Объективная сторона – факторы независимые от взаимодействующих, но влияющие на них.
Субъективная сторона – сознательное отношение индивидов друг к другу в процессе взаимодействия,основанное на взаимных ожиданиях.
Социальное взаимодействие состоит из следующих элементов:
– индивид или социальные группы, совершающие определенные действия;
– изменения, произошедшие в социальной общности или обществе в целом в результате этих действий;
– влияние перемен на других индивидов данной социальной общности или общества;
– обратная реакция этих индивидов.
Основные условия социального взаимодействия
1.Наличие двух и более индивидов.
2.Совершение ими каких-то действий, влияющих на переживания и поступки друг друга.
3.Наличие проводников передающих влияние.
Придя на работу, мы снимаем пальто, головной убор и идем в гардероб, где гардеробщица забирает нашу одежду и выдает нам номерок. При этом мы можем обменяться с ней любезностями, поговорить о погоде и т.д. Состоялся социальный контакт. Мы ежедневно вступаем в огромное количество социальных контактов: у прохожего узнаем, как пройти по такому-то адресу, покупаем у киоскера газету и т.д. Контакты могут быть единичными (контакт с прохожим) и регулярными (с гардеробщицей). В них вы можете выступать как частное лицо или как представитель коллектива с представителем какого-то учреждения и т.д. При всем многообразии у всех социальных контактов есть общие черты. В ходе контакта связь между людьми имеет поверхностный, достаточно мимолетный характер. Партнер по контакту, как правило, может быть легко заменен (не эта гардеробщица – так другая вас обслужит). За этими внешними чертами проглядывается главная особенность социальных контактов: в них отсутствует система сопряженных действий партнеров по отношению друг к другу. Это единичный акт, скорее соучастие, но еще не взаимодействие. Ожидание, ориентация на другого, у каждого из партнеров не простирается далее, чем на данный конкретный контакт. При всем многообразии и бесчисленном множестве контактов, в которые мы ежедневно вступаем, они не составляют основу нашей социальной жизни.
Ведущее значение имеет социальное взаимодействие – систематические, достаточно регулярные социальные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие целью вызвать вполне определенную (ожидаемую) ответную реакцию со стороны партнера; причем ответная реакция порождает новую реакцию воздействующего. Другими словами, речь идет об обмене действиями, точнее даже системами действий, которые взаимно сопряжены. Именно эти моменты: сопряженность систем действий обоих партнеров по отношению друг к другу; возобновляемость и не только действий, но и их координации; устойчивый интерес к ответным действиям своего партнера – отличают социальное взаимодействие от единичной контактной связи – соучастия, делают его главным предметом социологического анализа.
Социальное взаимодействие – это процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Механизм социального взаимодействия включает индивидов, совершающих те или иные действия, изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемые этими действиями, влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность и, наконец, обратную реакцию индивидов.
Яркий пример взаимодействия – учебный процесс. Каждый преподаватель, готовясь к занятиям, подбирает методический материал в соответствии с учетом интересов обучаемых. Он мысленно прогнозирует их реакцию: вызовут ли у них интерес те или иные вопросы, примеры; анализируется и то, насколько предложенный материал позволит глубже освоить изучаемую тему и т.д. В ходе занятия учащиеся воспринимают материал в зависимости от того, насколько они считают данную науку важной для своей подготовки, насколько логично, убедительно, доходчиво подается материал. Одним интересно, они увлеченно работают; другим – неинтересно, но они не хотят осложнений и тоже записывают, работают, третьим также неинтересно, но они не считают нужным это скрывать. Готовясь к новой встрече с учащимися, преподаватель корректирует программу своих действий с учетом результатов предыдущего занятия, углубляет одни разделы, облегчает другие, уясняет для себя, какой стиль взаимоотношений желательно избрать – стоит ли усилить контроль за дисциплиной или следует вызвать интерес, связав изучаемый материал с профилем специальности обучаемых.
В приведенном примере присутствует основной элемент, характерная черта социального взаимодействия: имеет место (по крайней мере, требуется) глубокая и тесная координация системы действий партнеров по вопросам, ради которых между ними установлена связь. Как всякая связь, так и взаимодействие может быть прямым (как в вышеприведенном примере) и опосредованным.
По всем предметам, значимым для удовлетворения своих потребностей, человек входит в глубокое, сопряженное взаимодействие с другими людьми, с обществом в целом. И труд, и образование, и здравоохранение, и то многое без чего мы не можем жить, базируются на скоординированных, взаимообязывающих, надежных и устойчивых связях, взаимодействиях. Происходит глубокое, образно говоря, социальное взаимопроникновение, которым личность в своих же интересах не может пренебречь, от которого она не может уклониться. Пытаясь найти поддержку у других, желая, чтобы эта поддержка была устойчивой, надежной личность берет на себя определенные обязательства.
Межличностные взаимодействия – это своего рода система поступков, при помощи которых люди влияют друг на друга. На этом уровне мы можем увидеть субъектов взаимодействий (людей), их действия по отношению к друг другу (акты взаимодействия) и проводников взаимодействий (язык, письменность, музыка, средства массовой информации). Символы (их можно отнести к духовным аспектам взаимодействий), которые с одной стороны, создают понятный для данного объединения людей язык общения, с другой – формируют некоторые общепризнанные идеи в виде лозунгов, идеалов, атрибутов власти. Символы передают общие эмоции, информацию или ощущение. При виде флага и герба своей страны у людей возникает представление о родине, обществе, государстве. Групповые взаимодействия представляют более высокий уровень. Ректор вуза взаимодействует со студентами чаще всего опосредованно. Деятельность ректора по отработке стратегии развития вуза, совершенствованию учебной деятельности, подбору ведущих кадров вуза и т.д. через сложную сеть социальных связей и зависимостей воздействует на студентов, сказывается на их подготовке, на конкурентоспособности студентов – выпускников вуза, престиже института среди абитуриентов.
Для взаимодействий групп и общностей характерно то, что в них могут вступать люди, непосредственно не соприкасающиеся друг с другом, не имеющие друг по отношению к другу никаких субъективно осознаваемых мотивов. Однако при взаимодействии групп мы можем выделить субъектов взаимодействий, которые будут представлять не отдельных индивидов, а группы (студенты, преподаватели). Их действия по отношению друг к другу (преподавание, обучение). Проводников и символы взаимодействий.
Взаимодействие на уровне общностей всегда опосредовано, так как субъекты взаимодействий (например, национальные общности) могут не находиться в непосредственном контакте и не иметь четких представлений друг о друге. На этом уровне трудно фиксировать акты взаимодействий, если речь не идет о формальных структурах, заключать политические, экономические договоры. На этом уровне отношений действуют другие законы. Они представлены в форме морали, правовых установок. Они делают отношения нормированными.
На основе социальных взаимодействий между субъектами зарождаются социальные отношения, то есть устанавливаются относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами.
Социальные отношения являются высшим видом по своему значению и сложности. Социальные отношения определяются как повторяющиеся взаимодействия, имеющие определенный смысл, окраску и содержание. Социальные отношения являются более определенными и длительными по сравнению с социальными взаимодействиями, они в большей степени осознаются людьми с точки зрения из значения и содержания.
В данной системе можно выделить следующие элементы:
– субъекты связи – два индивида, или две социальные группы, либо индивид и социальная группа;
– связующее их звено, которым может быть какой-нибудь предмет, интерес, общая ценность, создающие основу отношения;
– определенная система обязанностей и долженствований или установленных функций, которые обязательно должны выполнять партнеры по отношению друг к другу.
Социальные отношения функционируют в рамках системы социальных институтов и регулируются механизмом социального контроля.
Любая потребность в ценности, удовлетворение этой потребности или ее блокирование могут привести к целому комплексу социальных отношений. Например, блокирование потребности в достижении определенного статуса могут привести к отношениям зависимости, власти, ненависти, неприязни, патернализма.
Типы социального действия по М. Веберу
Ученый выделяет четыре вида социального действия:
целерациональное — использование определенного ожидаемого поведения других людей для достижения целей;
ценностно-рациональное – понимание поведения, действия как собственно ценностно-значимого, основанного на нормах морали, религии;
аффективное – особенно эмоциональное, чувственное;
традиционное — основанное на силе привычки, принятой норме. В строгом смысле аффективное и традиционное действия не являются социальными.
19.Кооперация,конкуренция, конфликт.
Слово кооперация происходит из двух латинских слов: ко – вместе и операри – работать. Кооперация это процесс совместного труда, работы. Кооперация может протекать в диадах (группах, состоящих из двух индивидов), малых группах, а также в больших группах (в организациях, социальных слоях или обществе).
Кооперация в примитивных обществах обычно имеет традиционные формы и протекает без осознанного решения трудиться сообща. На островах Полинезии жители сообща ловят рыбу не потому, что они так решили, а потому что так делали их отцы. В обществах с более развитой культурой, техникой и технологиями создаются предприятия и организации для преднамеренной кооперативной деятельности людей. В основе любой кооперации лежат согласованные действия и достижение общих целей. Для этого необходимы такие элементы поведения как взаимопонимание, согласованность действий, установление правил сотрудничества. Кооперация, прежде всего, связана с желанием людей сотрудничать, и многие социологи считают это явление основанным на бескорыстии. Однако проведенные исследования и опыт показывают, что корыстные цели в большей степени служат кооперации людей, чем их симпатии и антипатии, нежелания или желания. Таким образом, главный смысл кооперации состоит, прежде всего, во взаимной пользе.
Даже ярко выраженные индивидуалисты вынуждены согласиться с тем, что они находят удовлетворение в семейной жизни, в проведения досуга в компании друзей и в общении с коллегами на работе. Необходимость в подобной кооперации так велика, что мы иногда забываем, что успешное стабильное существование общества и удовлетворенность его членов во многом зависят от способности каждого к включению в кооперативные взаимосвязи. Личность, которая не может легко и свободно кооперироваться с людьми, окружающими ее (соседи по дому, коллеги по работе, друзья и т.д.) вероятно будет изолирована и возможно не приспособится к совместной жизни. Умение кооперироваться важно и тем, что оно незримо связано с кооперацией в обществе. Действительно, все большие организации представляют собой сеть малых первичных групп, в которых кооперация функционирует на основе включения индивидов в значительное число личностных взаимосвязей.
Кооперация – объединение большого количества людей, вместе работающих в крупных организациях и выполняющих разные социально-производственные функции. Желание людей сотрудничать для достижения общих целей выражается через правительственные учреждения, частные фирмы и религиозные организации, а также через общественные организации, и т.д. Такая кооперация не только объединяет многих людей в данном обществе, но и обусловливает создание сети организаций, кооперирующих деятельность на уровне государственных, региональных, национальных и межнациональных взаимосвязей. Основные трудности при организации такой крупномасштабной кооперации вызывает географическая протяженность кооперативных связей, достижение соглашения между отдельными организациями.
Конкуренция – это процесс борьбы между людьми, объединениями людей или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены (это могут быть деньги, власть, статус, и другие ценности). Она может быть определена как попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям.
Конкуренция основана на том факте, что люди никогда не могут удовлетворить все свои желания. Поэтому конкурентные отношения процветают в условиях изобилия так же, как соперничество за лучшие, высокооплачиваемые рабочие места существует в условиях полной занятости.
Если рассматривать взаимоотношения полов, то и там практически во всех обществах существует острая конкуренция за внимание со стороны определенных партнеров противоположного пола.
Конкуренция может проявляться на личностном уровне (например, когда два руководителя борются за влияние в организации) или носить безличный характер (предприниматель борется за рынки сбыта, не зная лично своих конкурентов – в этом случае конкуренты могут не идентифицировать своих партнеров как соперников). Как личностная, так и безличная конкуренция обычно осуществляется в соответствии с определенными правилами, которые фокусируют внимание на опережении соперников, а не на их устранении.
Хотя конкуренция и соперничество присущи всем обществам, острота и формы их проявления весьма различны. У личности, живущей в обществе, где конкуренция сильна, конкурентные отношения начинаются с детства (например, в Англии или Японии дальнейшая карьера во многом зависит от школы, в которой ребенок начинает свое обучение). Кроме того, в обществе по-разному складывается соотношение процессов сотрудничества и конкуренции.
Конкуренция – это один из методов распределения недостаточного вознаграждения (т.е. такого, которого не хватает для всех). Конечно, возможны и другие методы. Ценности могут распределяться по нескольким основаниям, например, по первоочередной необходимости, возрасту или социальному положению. Можно распределять ценности посредством лотереи или делить их поровну между всеми членами общества. Но применение каждого из этих методов порождает значительные проблемы. Первоочередная необходимость чаще всего оспаривается людьми или объединением людей, так как если ввести систему приоритетов многие считают себя заслуживающими наибольшего внимания. Равное распределение недостаточного вознаграждения среди людей с разными потребностями, способностями, а также среди приложивших разные усилия, тоже весьма спорно. Однако конкуренция, хотя и может быть недостаточно рациональным механизмом распределения вознаграждения, является действенной и, кроме того, снимает множество социальных проблем.
Раньше верили в то, что конкуренция всегда усиливает мотивацию и таким образом повышает производительность. В последние годы исследования конкуренции показали, что это не всегда справедливо. Можно привести множество случаев, когда внутри организации появляются люди (несколько человек стремятся занять место начальника отдела), которые, конкурируя между собой, не могут положительно влиять на эффективность деятельности организации. Кроме того, конкуренция, не дающая шансов на продвижение по службе какому-либо человеку, часто приводит к отказу от борьбы и снижению его вклада в достижение общих целей. Но, несмотря на это, очевидно, что в настоящее время не придумано еще более сильного стимулирующего средства, чем конкуренция. Именно на стимулирующем значении свободной конкуренции основаны все достижения современного капитализма, необыкновенно развились производительные силы, открылись возможности для значительного повышения уровня жизни людей. Более того, конкуренция привела к прогрессу в науке, искусстве, к значительным изменениям в социальных отношениях. Однако стимулирование путем конкуренции может быть ограничено, по крайней мере, в трех отношениях.
Во-первых, люди сами могут ослабить конкуренцию. Если условия борьбы связаны с излишними тревогами, риском и потерей чувства стабильности и безопасности, они начинают защищать себя от конкуренции. Бизнесмены развивают монопольную систему цен, идут на тайные сделки и сговоры, чтобы избежать конкуренции; некоторые отрасли требуют защиты их цен со стороны государства; научные работники, невзирая на свои способности, требуют любой занятости и т.д. Таким образом, люди могут отходить от конкуренции просто потому, что боятся потерять все, что у них есть. Наиболее яркий пример – отказ от конкурсов и состязаний представителей искусства, так как певцы или музыканты, занимая в них невысокие места, могут потерять популярность.
Во-вторых, конкуренция является стимулирующим средством только в некоторых областях человеческой деятельности. Там, где стоящая перед людьми задача проста и требует выполнения элементарных действий, роль конкуренции весьма велика и появляется выигрыш за счет дополнительного стимулирования. Но если задача усложняется, качество работы становится более важным, конкуренция приносит меньше пользы. При решении интеллектуальных задач не только возрастает продуктивность объединения людей, работающих по принципу кооперации (а не конкуренции), но и работа делается более качественно. Конкуренция при решении сложных технических и интеллектуальных задач действительно стимулирует деятельность, но внутри коллектива наиболее стимулирующей является не она, а кооперация.
В-третьих, конкуренция имеет тенденцию превращаться в конфликт. Действительно, согласие на мирную борьбу за определенные ценности, вознаграждения путем соперничества часто нарушается. Конкурент, проигрывающий в мастерстве, интеллекте, способностях, может поддаться искушению завладеть ценностями путем насилия, интриги или нарушения существующих законов конкуренции. Его действия могут породить ответную реакцию, и конкуренция превращается в конфликт с непредсказуемыми результатами.
Конфликт – это попытка достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли другим, столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого человека или группы людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. От конкуренции конфликт отличается более четкой направленностью, наличием инцидентов, жестким ведением борьбы. Основу конфликтов составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения.
Конфликт имеет общие стадии протекания:
стадию потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей и норм;
стадию перехода потенциального конфликта в реальный, или стадию осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов;
стадию конфликтных действий;
стадию снятия или разрешения конфликта.
Кроме того, каждый конфликт имеет более или менее выраженную структуру. В любом конфликте существует объект (т.е. то, что существует вне нас, независимо от нашего сознания, явление внешнего мира) конфликтной ситуации, связанный, как правило, с организационными трудностями, особенностями оплаты труда, с деловыми и личными отношениям и конфликтующих сторон.
Второй элемент конфликта – это цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами. Далее конфликт предполагает наличие конкретных лиц, являющихся его участниками.
И, наконец, в любом конфликте важно отличить конкретный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрытых. Примером конфликтов являются войны. Рим уничтожил Карфаген, американские переселенцы практически уничтожили некоторые племена североамериканских индейцев, враждующих с ними.
В конфликтах с менее насильственной формой основная цель враждующих сторон состоит в отстранении противника от эффективной конкуренции путем ограничения их ресурсов, свободы маневра, в снижении их статуса и престижа. Конфликты между людьми чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни, в то время как межгрупповой конфликт обычно носит безличный характер, хотя возможны вспышки личной неприязни.
2. Социальный контроль и девиация
Раскрыть: понятие и функции социального контроля. Основные элементы социального контроля. Формальный и неформальный контроль. Понятие агентов социального контроля. Конформизм (конформность). Понятие и социальные признаки девиации. Теории девиации. Формы девиации
Социальный контроль’ — механизм поддержания социального порядка, основанный на проверке фактически достигнутых результатов деятельности с ожидаемыми — нормативными или запланированными путем применения властных полномочий и санкций. Социальный контроль включает систему методов и стратегий, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с социальными предписаниями и ожиданиями окружающих, а общество оценивает и регулирует различные сферы своей жизнедеятельности. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе наблюдения (проверки) за поведением индивида на соответствие требованиям и ожиданиям.Социальный контроль — целенаправленная деятельность по поддержанию общественного порядка, основанная на проверке (слежении, сравнении, сопоставлении) соответствия функционирования (деятельности, поведения) какого-либо объекта с ожидаемым — нормативно закрепленными или запланированными.
Задача социального контроля также состоит в критическом анализе причин отклонения, разработке мероприятий по их устранению.
Социальный контроль, по сути, — это процесс, при помощи которого общество, отдельные его сферы, системы управления, подсистемы, социальные единицы определяют, правильны ли их действия или решения, нуждаются ли они в корректировке.
Формы социального контроля
Социальный контроль может осуществляться в институциональной и неинституциональной формах.
Институциональная форма социального контроля реализуется посредством особого, специализирующегося на контрольной деятельности аппарата, представляющего собой совокупность государственных и общественных организаций (органов, учреждений и объединений).
Неинституциональная форма социального контроля – особый вид саморегулирования, присущего различным общественным системам, контроль за поведением людей со стороны массового сознания.
Его функционирование основано преимущественно на действии нравственно-психологических механизмов, состоящих из непрерывного мониторинга поведения других людей и оценок соответвествия его социальным предписаний и ожиданиям. Человек осознает себя, наблюдая за другими членами общества (организации, группы,общности), постоянно сопоставляя себя с ними, усваивая в процессе социализации определенные нормы поведения. Общество не может существовать без психических реакций, взаимных оценок. Именно благодаря взаимным контактам люди осознают социальные ценности, приобретают социальный опыт и навыки общественного поведения.
Разновидностью институционального социального контроля выступает государственный контроль.Среди видов государственного контроля выделяют: политический, административный и судебный.
Политический контроль осуществляется теми органами и лицами, которые реализуют полномочия верховной власти. В зависимости от политико-государственного устройства это — парламент, региональные и местные выборные органы. Политический контроль могут в определенной мере осуществлять получившие поддержку большинства народа политические партии, особенно представленные в органах власти.
Административный контроль осуществляется исполнительными органами всех ветвей власти. Здесь, как правило, реализуется контроль вышестоящих должностных лиц за действиями подчиненных, создаются инспекционные и надзорные органы, которые анализируют выполнение законов, нормативных актов, управленческих решений, изучают эффективность и качество административной деятельности.
Судебный контроль осуществляют все имеющиеся в распоряжении общества суды: общие (гражданские), военные, арбитражные и конституционный суд.
Однако одному государству сложно реагировать на множество социальных запросов и требований, что приводит к обострению социальных конфликтов, которые деструктивно влияют на характер общественной жизни. Для этого необходимо наличие эффективной обратной связи, обеспечивающей участие граждан в государственном управлении, важным элементом которой является общественный контроль. Поэтому, наряду с государственным контролем, особую форму контроля представляет общественный контроль – публичный контроль со стороны общества в лице общественности, отдельных граждан, социальных организаций и движений, общественного мнения. В современном демократическом обществе общественный контроль – это деятельность прежде всего сформировавшихся институтов гражданского общества, формального и неформального участия в них отдельных граждан и их объединений.
Типы социального контроля
В зависимости от формализации используемых средств выделяют два типа социального контроля:
неформальный — используются неформальные (преимущественно моральные) способы регулирования, побуждающие индивидов к интернализации существующих социальных норм посредством процесса, известного как неформальная социализация, действует преимущественно на уровне первичных групп, семейного воспитания и ближайшего социального окружения, в ходе которых происходит усвоение требований общества — социальных предписаний; общественное (коллективное, групповое) мнение, открытость, публичность и гласность — основные инструменты такого контроля общества над поведением социальных слоев и групп;
формальный применяются формальные (преимущественно правовые, официальные) способы регулирования, для его осуществления вырабатываются особые своды правил, которые носят обязательный характер и их выполнение контролируется официальными органами, учреждениями и должностными лицами.
Под девиацией (от лат.deviatio — отклонение) понимается отклонение от принятых в обществе норм поведения. Если нормативным называют такое поведение индивидов, которое соответствует ролевым ожиданиям и ориентировано на признанные обществом ценности и нормы, то к отклоняющимся или девиантным относят любое отклонение от общепринятых и регламентирующих норм, принципов. Это может быть единичное действие, поступок индивида, не соответствующие принятым в данном обществе нормам, но сюда же относятся социальные явления более широкого плана (криминализация общества, коррупция чиновников, увеличение числа разводов и пр.).
Понятие нормы и отклонения всегда определяется социально. В условиях повсеместно распространенной малодетности, когда в семье рождается один или два ребенка, именно такое количество детей становится социально приемлемой нормой. При этом многодетность, т.е. трое и более детей в семье в одних государствах оценивается как позитивное и заслуживает всяческого поощрения, а в других — осуждается как безответственное родительство, которое по своим последствиям наносит ущерб нормальному развитию об Девиация может быть позитивной (например, герои и гении) или негативной (преступник, террорист, наркоман).
Отклоняющееся поведение различается по многим основаниям:
• субъекту (индивид, группа, страта и др.);
• характеру проявления (первичные, вторичные, или рецидивные);
• форме проявления (латентные и открытые);
• частоте проявления (случайные и регулярные);
• целевой направленности (корыстные, протестные, агрессивные и др.);
• типу нарушения норм (мораль, право, традиции, этикет и др.);
• образу жизни (преступные группы, фанаты, любители азартных игр). Нарушение неформальных норм носит название девиантного (отклоняющегося) поведения; нарушение формальных норм носит название делинквентного (преступного) поведения.
Социальные следствия девиации однозначно негативны. Постоянные и широко распространенные девиации способны нарушить или подорвать организованную социальную жизнь. Если поведение большинства членов общества не соответствует социальным ожиданиям, то страдает вся система.
Наиболее опасные формы отклоняющегося поведения называют социальными патологиями. К ним относят преступность, киллерство, похищение людей, терроризм и экстремизм, алкоголизм, наркотизацию населения и особенно детей и подростков, самоубийства.щества (Китай).
3. Массовое сознание и массовые действия
Раскрыть: понятия: массовое сознание, массовые действия, формы массового поведения (бунт, истерия, слухи, паника); особенности поведения индивида в толпе.
Массовое сознание – практическое знание различных социальных групп, не основанное на специализированном знании, нужное социальным группам в повседневной жизни для взаимодействия и коммуникации в малых группах, местности проживания, стране, мире.
Массовое сознание – база массовых действий, поведения. Массовые действия могут быть слабо организованными (паника, погромы) либо достаточно подготовленными (демонстрация, революция, война). Многое зависит от того, осознается ситуация или нет, нашлись ли лидеры, способные возглавить остальных.
К основным формам массовых действий поведения относятся:
• слухи – совокупность сведений, которые возникают из анонимных источников и распространяются по неформальным каналам. Распространение слухов – это форма массового поведения;
• массовая истерия – состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха, вызванное чаще всего необоснованными слухами;
• паника – такая форма массового поведения, когда люди, столкнувшиеся с опасностью, проявляют нескоординированные реакции. Они действуют независимо, как правило, мешая и травмируя друг друга.
• бунт – массовое несогласие и неприемлемость народом существующего порядка правления, выражающееся в физической и, как правило, кровавой форме.
Ненасильственный бунт – гражданский бунт, включающий в себя общее отрицание законности данного режима, массовые стачки, крупные демонстрации, прекращение экономической активности, повсеместный отказ от политического сотрудничества.
Массовое поведение может быть таким, что вызовет в обществе аномию. Аномия (от франц. anomia) – отсутствие закона, организации, состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречием между провозглашёнными целями и невозможностью их реализации для большинства членов общества. Это понятие впервые в научный оборот введено французским социологом Э. Дюркгеймом.
В качестве связующего звена между обществом и ценностными представлениями Э. Дюркгейм вводит понятие «солидарность» как взаимодействие индивидуальных сознаний. Это взаимодействие создает систему общих ценностей и чувств – «коллективное сознание». Коллективное сознание и возникающая как его следствие солидарность отдельных людей являются связующим средством, без которого не существует общественного порядка. Его форма и действие определяются структурой общества. Хотя большая часть людей в эволюционно развивающемся обществе живет преимущественно в согласии с законами, их нельзя считать абсолютно законопослушными, т. е. социальными конформистами. Иногда и они совершают незаконные или аморальные поступки, нарушают социальные нормы. Такое отклонение от нормы называется девиацией, а поведение – девиантным. Например, нарушение правила дорожного движения при переходе улицы или сон студентов на лекциях, подсматривание на экзаменах. Но их не считают девиантами. Социологи называют такое поведение первичной девиацией. Привод в милицию, возбуждение уголовного дела, отчисление из академии ставят на человеке ярлык девианта. Это вторичная девиация, после чего окружающие начинают общаться с ним как с девиантом.