-
1. Общая педагогика
7-
Лекция1.1
-
Лекция1.2
-
Лекция1.3
-
Лекция1.4
-
Лекция1.5
-
Лекция1.6
-
Тест1.1
-
-
2. Теория и методика воспитания
7-
Лекция2.1
-
Лекция2.2
-
Лекция2.3
-
Лекция2.4
-
Лекция2.5
-
Лекция2.6
-
Тест2.1
-
-
3. Психология развития и возрастная психология
7-
Лекция3.1
-
Лекция3.2
-
Лекция3.3
-
Лекция3.4
-
Лекция3.5
-
Лекция3.6
-
Тест3.1
-
-
4. Педагогика сотрудничества
7-
Лекция4.1
-
Лекция4.2
-
Лекция4.3
-
Лекция4.4
-
Лекция4.5
-
Лекция4.6
-
Тест4.1
-
-
5. Проблема истории древнего мира и средних веков
22-
Лекция5.1
-
Лекция5.2
-
Лекция5.3
-
Лекция5.4
-
Лекция5.5
-
Лекция5.6
-
Лекция5.7
-
Лекция5.8
-
Лекция5.9
-
Лекция5.10
-
Лекция5.11
-
Лекция5.12
-
Лекция5.13
-
Лекция5.14
-
Лекция5.15
-
Лекция5.16
-
Лекция5.17
-
Лекция5.18
-
Лекция5.19
-
Лекция5.20
-
Лекция5.21
-
Тест5.1
-
-
6. Проблемы новой и новейшей истории
15-
Лекция6.1
-
Лекция6.2
-
Лекция6.3
-
Лекция6.4
-
Лекция6.5
-
Лекция6.6
-
Лекция6.7
-
Лекция6.8
-
Лекция6.9
-
Лекция6.10
-
Лекция6.11
-
Лекция6.12
-
Лекция6.13
-
Лекция6.14
-
Тест6.1
-
-
7. Проблемы истории России с древних времен до начала ХХ в
8-
Лекция7.1
-
Лекция7.2
-
Лекция7.3
-
Лекция7.4
-
Лекция7.5
-
Лекция7.6
-
Лекция7.7
-
Тест7.1
-
-
8. Проблемы новейшей истории России
9-
Лекция8.1
-
Лекция8.2
-
Лекция8.3
-
Лекция8.4
-
Лекция8.5
-
Лекция8.6
-
Лекция8.7
-
Лекция8.8
-
Тест8.1
-
-
10. Проблемы философии в курсе обществознания
9-
Лекция9.1
-
Лекция9.2
-
Лекция9.3
-
Лекция9.4
-
Лекция9.5
-
Лекция9.6
-
Лекция9.7
-
Лекция9.8
-
Тест9.1
-
-
11. Проблемы экономики в курсе обществознания
6-
Лекция10.1
-
Лекция10.2
-
Лекция10.3
-
Лекция10.4
-
Лекция10.5
-
Тест10.1
-
-
12. Проблемы социальных отношений
10-
Лекция11.1
-
Лекция11.2
-
Лекция11.3
-
Лекция11.4
-
Лекция11.5
-
Лекция11.6
-
Лекция11.7
-
Лекция11.8
-
Лекция11.9
-
Тест11.1
-
-
13. Политические проблемы в курсе обществознания
12-
Лекция12.1
-
Лекция12.2
-
Лекция12.3
-
Лекция12.4
-
Лекция12.5
-
Лекция12.6
-
Лекция12.7
-
Лекция12.8
-
Лекция12.9
-
Лекция12.10
-
Лекция12.11
-
Тест12.1
-
-
14. Правовые проблемы в курсе обществознания
8-
Лекция13.1
-
Лекция13.2
-
Лекция13.3
-
Лекция13.4
-
Лекция13.5
-
Лекция13.6
-
Лекция13.7
-
Тест13.1
-
-
15. Методика преподавания обществознания в школе
8-
Лекция14.1
-
Лекция14.2
-
Лекция14.3
-
Лекция14.4
-
Лекция14.5
-
Лекция14.6
-
Лекция14.7
-
Тест14.1
-
-
16. Внедрение интерактивных методов обучения в учебный процесс
5-
Лекция15.1
-
Лекция15.2
-
Лекция15.3
-
Лекция15.4
-
Тест15.1
-
-
17. Организация доступной образовательной среды для детей с ОВЗ
5-
Лекция16.1
-
Лекция16.2
-
Лекция16.3
-
Лекция16.4
-
Тест16.1
-
-
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
1
This content is protected, please login and enroll course to view this content!
Предыдущая страница
Практическое занятие 1. (Методика преподавания обществознания в школе)
Комментариев
Практическое задание по теме. Урок обществознания, его подготовка и проведение
Вопросы для самоконтроля
1. В чем состоит специфика урока обществознания и какие задачи он ставит перед учениками и учителем?
Особенность урока обществознания по ГОС состоит в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:
• воспитанию национальной идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции ПМР;
• развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации – в подростковом возрасте, повышению уровне ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин, формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
• формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
• овладению учащимися умению получать из разнообразных источников и критически анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
• формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
В системе обществоведческого образования в последние годы изменилось содержание образования – преодолевается односторонний подход к проблемам, расширяется круг рассматриваемых фактов и их трактовок. В то же время возникает необходимость качественно новых методик преподавания, которые позволили бы сформировать у детей компетенции, необходимые для жизни в современном мире[3].
Новые стандарты образования подчеркивают особую значимость компетентностного подхода, духовно-нравственного воспитания, формирования гражданственности и патриотизма, ответственности и самостоятельности[4].
Что же мы относим к характерным признакам современного урока? Это и разнообразие источников и средств обучения, которые в последнее время минимизируют роль учебника на занятии, это и групповая деятельность, и перевоплощение учителя из «рассказчика» в организатора и координатора познавательной деятельности школьника, это и вариативные домашние задания, и эвристический метод обучения, превращающий ученика в активного субъекта познания. Мы стали предъявлять одинаковые требования к уроку, не учитывая особенности предметов. Однако, существующие принципиально различные целевые установки предметов должны выражаться в конкретных требованиях к конкретному уроку. Какие же требования выдвигаются сегодня к современному уроку обществознания?
1.Соответствие целевой установки урока требованиям стандарта по обществознанию: формирование общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового сознания; воспитание толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим многокультурном мире.
2.Оригинальный аспект учебного содержания, аксиологический акцент и формулировка темы занятия, усиливающие личностную и социально-практическую значимость школьного предмета «Обществознание».
3. Наличие форм, приемов и средств познавательной деятельности, направленных на овладение «живым знанием», личностное самоопределение, саморазвитие и самореализацию.
4. Архитектоника учебного занятия (общий план его построения), гармонирующая с ценностно-целевой установкой занятия и его содержанием.
5.Открытый и диалоговый характер учебного занятия, стимулирующий развитие устойчивого познавательного интереса школьников к гуманитарным наукам, самообразованию и формированию собственной гражданской позиции.
6. Профессиональное использование научно-методических и педагогических терминов и понятий в разработке урока[5].
В курсе обществознание наиболее оптимальна блочная структура урока, которая состоит из 6 компонентов:
– организационный блок;
– информационный блок;
– оценочный блок;
– аналитический блок;
– рефлексивный блок;
– мотивационный блок.
Особенностями блочного подхода к планированию занятий являются:
– определяется лишь логика построения элементов урока, но не устанавливается жесткая последовательность;
– два бока – организационный и мотивационный, не имеют локализации и пронизывают все пространство урока;
– четыре блока – информационный блок, оценочный блок, аналитический блок, рефлексивный бок помещены парами, т.к. на практике сложно отделить один от другого;
– обозначенные элементы урока не предусматривают конкретных действий учителя – проверять домашнее задание, выставлять отметки, говорить вводные слова, работать с учебником. Ученик должен сам решить, что ему конкретно стоит спланировать[6].
Остановимся на составляющих каждого блока.
Организационный блок – вполне подойдет деловой стиль описания видов деятельности школьников на уроке. Учитель может обратить внимание на форму проведения занятия, на способы работы на уроке (групповая, индивидуальная, общая дискуссия), на возможные роли учащихся.
Эту часть можно назвать инструктированием или пояснением.
В результате занятия учитель сможет дать определения понятиям, структурировать информацию в виде таблиц. Высказывать собственное мнение о проблемах и путях их решения.
При формулировании ожидаемых результатов можно выделить следующие особенности:
– формулировки максимально конкретны и проверяемы;
– они связаны с компонентом знаний, умений, навыков, ценностных ориентиров, мировоззренческих позиций, а фактически обращены к универсальным учебным действиям, о которых говорят ФГОС ОО.
Мотивационный блок. Психологи определяют мотивацию как совокупность всех факторов, которые побуждают к активности. Для этого существуют разнообразные приемы: рассмотрение жизненных ситуаций, сравнение нескольких высказываний, обсуждение, незаконченная фраза, фрагменты видеофильма.
Требования к мотивации на уроке обществознания могут быть следующие:
– направленность на социальный опыт школьников и их интересы;
– возможность высказать разные точки зрения;
– необычность формы или манеры подачи материала;
– простота языка и способа его изложения;
– проблемность и дискуссионность.
Информационный и аналитический блоки более понятны учителю. Это сообщение информации, работа с текстом, документом, его анализ, изучение нового материала. Сегодня письменные источники должны быть дополнены графическими, электронными, визуальными, вещественными, видеоресурсами. Учащиеся должны уметь переводить текстовую информацию в графический формат и наоборот, обобщать полученные данные, различать важное и второстепенное, сравнивать, синтезировать, формулировать аргументы и контраргументы.
ФГОС ОО требуют развитие умений понимать и осмысливать, искать и выбирать необходимую информацию.
Оценочный и рефлексивный блоки ориентированы на процесс коммуникации. Оценка не сводится к выставлению отметок. Помимо формализованной стороны – баллы, зачеты, в оценивании показывается отношение каждого участника занятия к происходящему на уроке. Обратим внимание на особенности оценивания:
– оценивание происходит в любом случае, даже иногда помимо воли того, кто оценивает;
– оценка не должна умолять достоинство человека;
– оценивать учебные результаты, а не личностные способности;
– критерии оценивания обсуждать вместе;
– оценка должна мотивировать к учению, а не отбивать руки у школьника к учебе[7].
Рефлексия пока довольно редко применяется в преподавании. Она является не просто подведением итогов, а видением процесса и сознанием полученных результатов.
Все обозначенные боки являются звеньями целостной системы и отсутствие одного приводит к серьезным провалам.
Необходимо отметить еще один аспект современного урока –межпредметное взаимодействие. На наш взгляд, уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся старшей школы позволяет шире реализовать интегративный и компетентностный подход к изучению общественных дисциплин и предметов естественно-научного цикла.
2.Как активизировать познавательный интерес ученика на уроке обществознания?
Активизация познавательной деятельности в обучении – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Проблемы активизации познавательной деятельности учащихся на сегодняшний день приобретают всё большую актуальность. И это закономерно, т.к. учение – ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Активизация учебно-познавательного процесса обеспечивает направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей учащихся самостоятельно “добывать” необходимые им знания и навыки.
Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. Принятие стандартов второго поколения продиктовано этими изменениями. Проведение обучения на основе технологии АМО (активные методы обучения приводит к повышению мотивированности обучающихся, стимулированию их познавательной активности и творчества, всестороннему раскрытию и развитию способностей. Творческий характер обучения, увлеченность, позитивный настрой учащихся оказывают мотивирующее действие и на педагога, позволяя долго сохранять работоспособность и хорошее настроение.
Когда говорят об активизации познавательной деятельности на уроках, обычно ставят перед собой следующие цели:
• развитие у детей основных познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия;
• Развитие творческого потенциала учащихся, их инициативы, самостоятельности.
• Повышение у ребёнка интереса к изучаемому предмету (в данном случае обществознания), побуждение к собственным исследованиям.
Для достижения поставленных целей учителю необходимо:
• определять и создавать условия, стимулирующие познавательную активность;
• владеть соответствующими методическими приёмами.
Познавательная деятельность базируется на стремлении к получению новых, более полных и глубоких знаний. Одним из самых главных условий активизации познавательной деятельности ученика является интерес.
На уроках следует создавать ситуации, в которых учащиеся сами:
• отстаивают своё мнение;
• принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;
• задают вопросы друг другу и учителю;
• анализируют ответы друг друга;
• оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка);
• консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников;
• находят несколько вариантов решения проблемы;
Для развития познавательного интереса учащихся использовать разные виды традиционных и нетрадиционных уроков: урок – презентация, урок – семинар, сюжетно – ролевая игра, инсценировки, пресс конференции. На уроках применять творческие задания, составление опорных схем, тесты.
Роль межпредметные связей для развития познавательной деятельности учащихся.
Большую роль в обучении обществознания играют межпредметные связи. С помощью межпредметных связей закладывается фундамент для комплексного подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Межпредметные связи выступают непременным дидактическим условием развития у учащихся интереса к знаниям, как обществознания, так и основ наук в целом. Организация учебно-воспитательного процесса на основе межпредметных связей проводится как на отдельных уроках (чаще обобщающих, где темы, подчинены решению межпредметной проблемы), так нескольких тем различных курсов, или устанавливается взаимосвязь между предметами.
Опираясь на связи с другими предметами, при изучении обществознания раскрываются отношения «природа – человек», «природа – общество – труд».
Важно с первых минут урока заинтересовать учеников. А значит надо ввести учащихся в тему урока так, чтобы они сами смогли выйти на её формулировку.
На мотивационно-целевом этапе часто использовать небольшие притчи, которые помогают выйти на тему урока.
Приведу фрагмент урока в 5 классе по теме «Потребности человека».
– Я сейчас прочитаю вам притчу, вы ее внимательно послушайте и ответьте на вопросы.
– Спросили как-то трех каменщиков, работающих на стройке: «Что вы делаете?» Ответ первого был таков: «Я таскаю тяжелые камни». Второй ответил: «Я зарабатываю на хлеб для себя и своей семьи». А третий сказал: «Я строю храм».
• О чем эта притча?
• Почему у всех разные ответы? (У каждого из рабочих разные запросы, цели в жизни, т.е. разные потребности)
• О чём мы будем говорить на уроке? (о потребностях)
• Кто может назвать тему урока? ( Потребности человека)
Использование пословиц, афоризмов, высказываний великих людей помогают ввести учащихся в новую тему урока. Например, на уроке по теме «Безопасность жизни» цитата Ильи Шепелёва «Опасен не тот, кто вредит другим, а тот, кто вредит самому себе» ставит проблему перед учащимися, и в конце урока они должны либо согласиться, либо опровергнуть это высказывание.
Так же в качестве одного из средств оживить общение детей с обществознанием, увлечь и заинтересовать весь класс и каждого ученика в отдельности может выступать использование системы познавательно-развивающих вопросов. Практика показывает, что обыкновенный, «средний» ученик, услышав, что учитель собирается задать ему вопрос, по меньшей мере, настораживается. А после неправильного ответа, даже при доверительно-вежливой реакции педагога, может и вовсе замолчать, «закрыться» для дальнейшего общения. Именно после таких академически правильных вопросов, часто прерывается положительная обратная связь учитель-ученик, а познавательная активность обучающегося заметно снижается.
Вот почему составлять познавательно-развивающие вопросы следует таким образом, чтобы, во-первых, их с нетерпением встречали и радовались, во-вторых, не ответить на которые совсем (т.е. промолчать) было бы просто невозможно, и, в-третьих, чтобы даже неправильный, неточный ответ не понижал, а, напротив, повышал познавательную активность ученика.
Создание творческих работ как способ активизации познавательной деятельности.
Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процесс её выполнения, и её результат – всё требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий учащиеся выполняют такие, как составление кроссвордов, викторин, сообщения и доклады учащихся, которые иллюстрируются презентациями. Учащиеся, самостоятельно создавая презентации, осваивают работу с компьютером, причем одну из самых распространенных сейчас программ Power Point, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль. Доклады и рефераты, которые сдают учащиеся, как правило, не звучат на уроке из-за отсутствия времени. Презентации же можно или включить в урок (в объяснение учителя), представить в виде визуального ряда при проверке домашнего задания, что займет мало времени и даже из опыта можно сказать, что учащиеся с удовольствием на перемене просмотрят новые презентации. Зная, что работа учащихся будет востребована, они более серьезно относятся к такому домашнему заданию. Еще одна явная польза от такого рода домашних заданий.
Любую творческую задачу, какой бы привлекательной внешне она ни казалась ученикам, нельзя вводить в обучение до той поры, пока у них нет необходимых умений для её выполнения. Требуется и подготовка восприятия самого задания, и элемент научения тому, как его выполнить. Только при этом условиях творческое задание может явиться стимулом формирования подлинного познавательного интереса.
В начале каждого последующего урока идет обсуждение и оценка творческого задания, как автором работы, так и товарищами в классе.
Пример творческого задания на уроке в 6 классе по теме «Сферы общественной жизни».
– Разделившись на три творческие группы, представить себя в роли обществоведов древности.
Задание для первой группы: представьте общество людей в виде пирамиды и презентуйте свою работу.
Задание для второй группы: представьте общество людей в виде часового механизма и презентуйте свою работу.
Задание для третьей группы: представьте общество людей в виде ветвистого дерева и презентуйте свою работу.
В результате выполнения творческих заданий повышается интерес к изучаемому предмету, облегчается усвоение учебного материала, включается в работу на уроке каждый ученик, возможен контроль каждого задания. Творческие задания дают возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Так, дети с математическими способностями чаще работают со схемами или таблицами, динамическими пособиями. Дети «гуманитарии» выбирают творческую работу. Чаще всего сочинения (эссе) – завершающий этап работы над той или иной темой, поэтому ученики выполняют это задание дома.
Всё это положительно сказывается для развития активизации познавательной деятельности учащихся.
Примеры творческих заданий.
• Подготовить рассказ на тему «Путешествие в древнеримское общество».
• Подготовить сообщение для устного журнала «В мире профессий» об одной из профессий, связанных с экономикой.
• Составить письмо-совет современного школьника своему товарищу о выборе профессии.
• Подготовить презентацию плакатов на тему «Выборы».
• Закончите предложения.
1. Патриотизм для меня — это…
2. Патриотами не рождаются, ими становятся…
3. Будущее нашей Родины зависит от каждого из нас…
• Продолжить сказку: «и ушли тогда все учителя, и остались в школах только компьютеры…»
Проектная методика как способ активизации познавательной деятельности.
Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Используя при изучении какого-либо раздела метод проектов, необходимо все тщательно продумать, правильно организовать проблему над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников.
В ходе ученического исследования используются разнообразные источники: текст учебника, научно-популярная литература, документы, ресурсы Интернета, материалы СМИ и др. Эти источники отличаются по характеру содержащейся информации, по степени дидактической обработанности, поэтому при работе с ними требуется помощь учителя. Учащиеся по заданному алгоритму действий проводят исследование, оформляют его в виде письменной работы (можно и на электронных носителях) и готовятся к презентации своего проекта.
В результате этого они приобретают знания и навыки исследовательской деятельности. У учащихся развиваются умения устанавливать истину, оценивать свою деятельность и возможные последствия. У них формируется компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности (развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков, умения увидеть проблему и наметить пути ее решения), создаётся информационно-обучающая среда, обеспечивающая мотивацию учащихся к самостоятельным исследованиям.
Примерные темы проектов.
Я – человек
Учащиеся обсуждают проблему сходство и отличие человека и животных. Они выдвигают гипотезы и предлагают и отклоняют признаки, отличающие человека от других живых существ, анализируют роль социума
В процессе групповой работы (в том числе – с использованием ИКТ) они могут выполнить и презентовать проектную работу «Я – человек».
Моя семья
Учащиеся, работая индивидуально или в группах, могут охарактеризовать состав семьи из двух и трех поколений, составив о них рассказы, сказки; дать с помощью учителя характеристику роли отдельных членов в семье.
Работая индивидуально или в группе, учащиеся могут обсудить замысел и выполнить проектную работу по темам «Семейный праздник», «Семейные реликвии».
Они могут с помощью учителя подготовить и провести конкурс «Домашние мастера», демонстрируя свои умения в выполнении домашних обязанностей.
Работая в группе, учащиеся могут обсудить реальность своих запросов. («Хочу попросить родителей…», составить список своих желаний, исходя из возможностей семейного хозяйства).
Моя страна
Учащимся предлагают отправиться в путешествие по карте «Широка страна моя родная: с южных гор до северных морей». Они готовятся к этому путешествию, знакомясь с ребятами из других городов, ведя с ними переписку и обмениваясь фотографиями и рисунками родных мест.
Во время путешествия они «заезжают в гости» к своим друзьям по переписке, рассказывают о достопримечательностях посещенного места, готовятся к ответному визиту. Вместе готовятся к поездке в Москву или Санкт-Петербург, обмениваясь проектами «По памятным местам столицы».
Работая в группах, учащиеся совместно готовят такой проект и проводят его презентацию.
Учащиеся могут подготовить и провести викторину на знание государственных символов «Вопросы герольдмейстеру».
Они разрабатывают и создают общеклассную символику и вводят определенные традиции ее использования.
Работая в группе, учащиеся могут подготовить рукописную книгу «Народов дружная семья».
Государственные праздники
Учащиеся могут спланировать и провести коллективное мини-исследование связи некоторых государственных праздников с историческими событиями и представить полученные результаты
Профессии
Работая в группе с учебными и иллюстративными материалами (в том числе – информационными образовательными ресурсами), учащиеся могут составить список из 5-10 наиболее распространенных профессий, устно презентовать свой список.
Они могут провести интервью с родителями и подготовить выставку «Все работы хороши»
Права детей
Учащиеся работают с информационными ресурсами, отбирают материалы, подготовят и проводят для родителей и других гостей иллюстрированную выставку «Имею право»
Использование игр на уроках обществознания как форма активизации познавательной деятельности.
Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всём мире, и в России в частности, постоянно расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой детьми информации. Но все эти источники представляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Игра способна решить еще одну проблему. Сегодняшнюю школу критикуют за перенасыщенность вербальных, рациональных методов и средств обучения, за то, что не принимается во внимание природная эмоциональность детей.
В процессе игры ребёнка осуществляется жизненный баланс между ним и взрослым человеком. В повседневной жизни взрослый почти всегда выступает в качестве субъекта: воспитывающего, ведущего. Ребёнок соответственно, объект: воспитуемый, обучаемый, ведомый. Это становится стереотипом отношений, который маленький человек не в силах изменить. В силу сложившихся стереотипных взаимоотношений с взрослым, ребёнок, являющийся объектом и субъектом одновременно, не всегда может проявить свою субъективную сущность. В игре же он решает эту проблему, создавая собственную реальность, творя свой мир.
В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению.
Изучение нового материала – наиболее важная часть процесса обучения. В это время происходит восприятие и осмысление учебного материала.
Устное изложение может стать рабочим элементом игры, её частью, либо выступить подготовкой к ней. Игра может вобрать в себя такие приёмы устного изложения, как сюжетно-образное повествование, художественное (картинное) описание, образная характеристика и др.
Для того чтобы заинтересовать ребенка необязательно организовывать целое театральное действие, можно включать элементы игры в любую часть урока, многие игры не требуют особой подготовки и их использование не сложно. Необходимыми условиями являются знание особенностей детей, настрой педагога, четко поставленные цели и умение учителя контролировать ситуацию, чтобы не «заиграться».
Например, на уроке «Безопасность жизни» предлагается ученикам сыграть в игру «Ассоциации». Они должны, долго не раздумывая, сказать, с чем ассоциируется слово «опасность». По ходу на доске выписываются названные термины. Потом проверяем, насколько мы были близки к правильному пониманию термина «опасность», изучив рубрику «Советуем запомнить!» в учебнике. Аналогично проводится игра со словом «безопасность».
Использование компьютерных технологий.
Внедрение современных информационных технологий позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность школьников, предоставляет доступ к качественной информации, тем самым, уменьшая объем фронтальных форм организации деятельности школьников, а также доминирования речи учителя.
Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках исключает монотонность, привлекает внимание учащихся. Яркость, насыщенность слайдов, появление на слайдах фотографий с иллюстрациями вносит разнообразие в учебный процесс, активизирует внимание, стимулирует познавательную мотивацию учащихся, повышает интерес к предмету, призывает изучать различные источники. Развитие информационных технологий дает широкую возможность для использования новых методов преподавания, как в обществознании, так и в образовании в целом, повышая тем самым его качество.
Использование информационных технологий в процесс обучения школьников позволяет решать следующие задачи:
• обеспечить доступ к большому объему информации;
• использовать образно – наглядную форму представления изучаемого материала;
• осуществить поддержку активных форм обучения;
• моделировать процессы и явления и т.д.
Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках обществознания текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что позволяет применять учащимся в творческой деятельности различные источники информации.
В изучении курса обществознания использую следующие формы работы: доклады, рефераты, разработка творческих проектов. Использование Интернета позволяет учащимся расширить объем получаемой информации для самостоятельной работы и ее использования в изучении курса обществознания.
При работе над презентацией школьники должны провести предварительно научно-исследовательскую работу, использовать большое количество различных источников информации, что позволяет избежать шаблонов в разработке творческого проекта.
Методика разработки творческого проекта заключается в следующем: после изучения темы учащиеся готовят соответствующие презентации. Данная работа может занять длительное время, что позволяет школьникам успешно осуществить решение поисковых, исследовательских задач.
Данный вид учебной деятельности способствует развитию логического мышления, творческих умений, навыков.
В процессе демонстрации презентации учащиеся приобретают опыт публичных выступлений. Элемент соревнования повышает самооценку ученика, что позволяет развить и сформировать его личностные качества в современном информационном обществе.
Но ни компьютер сам по себе, ни какое – либо другое средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое слово, непосредственное общение. Цель, главным образом, состоит во включении компьютерных технологий в процесс обучения путем организованной и педагогически обоснованной учебной и внеурочной деятельности.
Семинар как форма активизации познавательной деятельности.
Видовые методы занятий носят целенаправленный характер и соответствуют определенным видам занятий, большинство из них включают семинары.
Семинар – это:
• «вид учебных занятий, обсуждение учащимися под руководством преподавателя подготовленных ими сообщений и докладов»;
• «форма учебного процесса, построенная на самостоятельном изучении учащимися по заданию руководителя отдельных вопросов, проблем, тем с последующим оформлением материала в виде доклада, реферата и его совместного обсуждения».
Вопросно-ответные семинары значительно легче вести учителю, учащимся готовиться к ним тоже достаточно просто. Но эти лёгкость и простота сказываются на качестве изучения обществознания. Метод вопросно-ответного семинара в меньшей мере направлен на осмысление, в большей – на заучивание учебного материала, так как здесь практически превалирует повторение материала лекции и учебника.
При переходе к разнообразным формам семинарских занятий учителю необходимо осознать трудности, которые встретятся на его пути. Прежде всего, самому учителю надо преодолеть тягу только к вопросно-ответным семинарам и семинарам с обсуждением рефератов. Ему надо быть готовым к препятствиям освоения других, более сложных, но и гораздо более продуктивных методов семинарских занятий. Неудачи и промахи на первых порах не должны служить поводом к отторжению новых методов как непригодных к использованию.
Среди наиболее эффективных форм проведения семинара предлагается семинар с элементами дискуссии. Современный семинар не может обходиться без дискуссии.
Систематическое использование различных средств контроля для повышения познавательной деятельности учащихся.
Совершенствование проверки знаний, умений, навыков учащихся непременное условие повышения эффективности урока. Это и зачеты, и диктанты, и мини-экзамены, и тесты, и перфокарты, и лабиринты, и дидактические карточки, терминологические кроссворды и т.д. Одно из интересных форм организации коллективной, познавательной деятельности учащихся – общественный смотр знаний, который является зачетом для учащихся. Он развивает активное сотрудничество школьников в их главном труде – учении, способствует созданию в детском коллективе атмосферы доброжелательности, воспитанию взаимопомощи, формированию ответственного отношения не только к своей учебе, но и к успехам своих одноклассников. Кроме того, смотры знаний углубляют знания ребят по предмету, активизируют познавательную деятельность, служат закреплением больших тем или наиболее сложных разделов курса обществознания.
Разработка и внедрение авторских развивающих дидактических приёмов.
1) «Хочу спросить» (любой ученик может спросить педагога или товарища по поводу предмета разговора, получает ответ и сообщает о мере соей удовлетворённости полученным ответом).
2) «Для меня сегодняшний урок …» (ожидание от изучения темы, установка на объект изучения, пожелания в адрес организуемых занятий).
З) «Экспертная комиссия» (группа учащихся-помощников преподавателя, которые выражают мнение о ходе занятия, либо выступают экспертами в случае спорных моментов).
4) «Работа в диадах» (предварительное обговаривание вопроса с товарищем, формулировка единого ответа).
5) «Сообщи своё Я» (высказывание предварительного мнения о способе выполнения чего-либо: «Я бы, пожалуй, сделал так …»).
6) Метод недописанного тезиса (письменно или устно: «Самым трудным для меня было.. .». «Я однажды наблюдал в жизни своей …»).
7) Художественное изображение (схема, рисунок, символьный знак, пиктограмма) и др.
Использование всех методов мотивации и стимулирования обучающихся.
Под мотивацией понимают совокупность внутренних и внешних движущихся сил, побуждающих человека к деятельности и придающих ей свой определенный смысл. Устойчивая совокупность потребностей и мотивов личности определяет её направленность. У учащихся может и должна быть сформирована устойчивая мотивация в саморазвитии, приобретении новых знаний и умений. Мотивация саморазвития учащихся обусловлена образовательным и потребностями — желанием освоить основы образовательной деятельности или устранить возникшие проблемы, то есть стать более успешным.
Выделяют 4 группы методов мотивации и стимулирования деятельности учащихся:
I. Эмоциональные: поощрение, учебно-познавательные игры, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью.
II. Познавательные: опора на жизненный опыт, учёт познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, развивающее – развивающаяся кооперация.
III. Волевые: информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование рефлексивности, прогнозирование будущей деятельности
IV. Социальные: развитие желания быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, развитие эмпатии, сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки.
Таким образом, мотивация является основным условием интерактивного обучения, поэтому для любого педагога важно выявить наличие и содержание образовательных потребностей учащихся, имеющихся затруднений и проблем, и затем на каждом уроке целенаправленно и системно использовать оптимальные методы мотивации и стимулирования деятельности учеников в целях реализации личностно – ориентированного развивающего подхода.
Любой учитель постоянно находится в поиске новых технологий обучения. Ведь они позволяют сделать урок необычным, увлекательным, а значит и запоминающимся для ученика. Только творчески работающий учитель может добиться у учащихся интереса к своему предмету, желания изучать его.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке – одно из основных направления совершенствования учебно – воспитательного процесса в школе в рамках ФГОС.
Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовывать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.
Тормозит познавательную активность однообразная деятельность на уроке. Выполнение однотипных упражнений, конечно, способствует усвоению знаний, умений, навыков, но имеет и отрицательный эффект. Познавательная активность в этом случае высока лишь в момент ознакомления с новым, далее она постепенно снижается: пропадает интерес, рассеивается внимание, возрастает число ошибок. Таким образов, главной задачей учителя является такое построение образовательного процесса, при котором между всеми этапами учащиеся смогли бы установить тесные взаимосвязи и смогли бы увидеть конечный результат своего труда.
Итак, педагогу необходимо стараться максимально приблизить изучение программного материала к жизни, сделать процесс обучения более эмоциональным и интересным. Это позволит пробудить у учащихся познавательный интерес к новому, желание познавать мир и, учитывая психологические особенности детей, помогать им лучше и легче усваивать учебный материал.
3.В чем выражается подготовка учителя к уроку обществознания?
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь[8].
Целью современного образования становится развитие ученика ОУ как субъекта познавательной деятельности. Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный подход, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?
Прежде всего, необходимо рассмотреть этапы конструирования урока обществознания:
1. Определение темы учебного материала.
2. Определение дидактической цели темы.
3. Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
4. Продумывание структуры урока.
5. Обеспеченность урока (таблица).
6. Отбор содержания учебного материала.
7. Выбор методов обучения.
8. Выбор форм организации педагогической деятельности
9. Оценка знаний, умений и навыков.
10. Рефлексия урока[9].
«Обществознание» – учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета – общественной жизни – обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.
«Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.
Современный урок – это ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряженным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха.
Урок – целостная, логически законченная часть образовательного пространства, ограниченная определенными рамками времени, в которой представлены все основные элементы учебно-воспитательного процесса: содержание, средства, методы, организационные моменты.
От умения учителя правильно определить каждый из этих компонентов и их рационального сочетания зависит результативность урока. Одновременно с этим урок представляет собой сложнейший психолого-педагогический процесс, произведение учительского творчества, к которому предъявляется множество различных требований.
Следовательно, методическими принципами инновационного урока становятся следующие:
– Субъективизация. Ученик рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса.
– Метапредметность предусматривает формирование и развитие универсальных способностей учащихся.
– Деятельностный подход. Знания не преподносятся детям в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.
– Коммуникативность. Обмениваясь информацией, ученики взаимодействуют на уроке.
– Рефлексивность. Ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.
– Импровизационность. Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.
Чем же инновационный урок отличается от традиционного?
Схема урока обществознания
Традиционный урок обществознания Инновационный урок обществознания
1. Оргмомент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Объяснение нового материала.
4. Закрепление.
5. Итог урока.
6. Домашнее задание. 1. Мобилизующий этап.
2. Самоопределение учащихся на основе антиципации.
3. Момент осознания учениками недостаточности имеющихся знаний.
4. Закрепление нового материала.
5. Рефлексия.
В мобилизующий этап может быть включена проверка домашнего задания. Далее предугадывание того, что ученики должны сделать на уроке. Объяснение начинается с осознания учениками недостаточности имеющихся знаний. Заканчиваться урок должен непременно рефлексией.
В ходе определения технологий, которые отвечают этим требованиям, мы вышли на методику субъективизации процесса обучения обществознания. Степень новизны заключается в комбинации элементов современных педагогических технологий (игровых, информационных, здоровьесберегающих, уровневой дифференциации), инновационных методик при обучении русскому языку, в разработке специальных упражнений для творческих возможностей обучающихся как средство творческой самореализации личности школьника в учебно-познавательной деятельности.
Принципы методики субъективизации:
– Ученик – равноправный с учителем участник процесса обучения, которому передается часть функций учителя: формулирование и определение цели урока, формулировка задания к учебному материалу.
– Взаимосвязанное сочетание интеллектуальных процессов: антиципации (предопределение учеником своих учебных действий), целенаправленное развитие логического мышления, повышенная речевая активность учащихся, рефлексия.
– Высокая сложность учебного материала частично поискового и проблемного характера на всех этапах урока.
Также изменяются и требования к учителю:
– Четко и точно формулирует задания.
– Не дает новые знания ученикам в готовом виде.
– Не повторяет задание два раза.
– Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам.
– Не повторяет то, что уже сказали ученики.
– Предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза.
– Подбирает комплексные задания, в которых предложенная языковая единица рассматривается с нескольких сторон.
Урок необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы работы учителя. На уроке решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.
Каждый урок должен иметь четко поставленную цель, достижение которой требует решения основных задач урока. Формулировка цели и задач урока должна быть лаконичной и точно определять все виды деятельности учителя и учащихся на уроке и каждом его этапе.
Хороший урок отличает плановость, четкость построения.
Качество урока во многом зависит от организации учащихся и мобилизации их внутренних сил на овладение материалом урока. Это достигается посредством доведения цели и плана урока до сознания школьников.
Каждый урок должен быть направлен на формирование у учащихся умения учиться. Школьников необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию в учебнике, учебных пособиях, дополнительной литературе; самостоятельно перерабатывать новую информацию с записью основных положений в виде краткого пересказа, конспекта с вычерчиванием схем, таблиц, диаграмм; самостоятельно использовать полученные знания и приводить в систему старые; создавать на основании знаний, умений, навыков новое, необычное – творить, изобретать, исследовать.
Каждый урок должен быть шагом вперед для школьников, рождать у них ощущение необходимости хорошо знать материал урока. Возникновение ощущения постоянного движения вперед стимулирует учебную деятельность учащихся.
Уроки обществознания должны убеждать учащихся в ограниченности знаний отдельного человека, в ограниченности информации, которую дает учитель на уроке, и давать пищу для самостоятельного раздумья, постоянной работы ума.
Итак, каждое занятие должно быть воспитывающим. Учение должно приносить человеку чувство удовлетворенности, радости, пробуждать в нем новые силы. Так как время урока ограничено, оно должно экономно использоваться. Это достигается подготовленностью учителя и учащихся, наличием дисциплины и психологической готовности детей, оборудованием урока, доведением до конца его замысла. Завершенность – одно из требований к хорошему уроку.
Рассмотрев в данной курсовой работе современный урок обществознания в условиях перехода на ФГОС можно сделать следующие выводы:
Современный урок обществознания – это комплексная система организационной, учебно-воспитательной деятельности учителя в единстве с учебно-познавательной деятельностью учеников. Она направлена на достижение целей усвоения главных дидактических единиц правового модуля государственного стандарта знаний, формирование умений пользоваться полученными правовыми знаниями в практической деятельности.
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь.
Целью современного образования становится развитие ученика ОУ как субъекта познавательной деятельности. Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный подход, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.
Методическое сопровождение образовательного процесса, помогающее учителю реализовывать требования ФГОС – технологические карты.
Технологические карты – это методический инструментарий, обеспечивающий учителю качественное преподавание нового учебного курса путём перехода от планирования урока к проектированию изучения темы. В технологических картах определены задачи, планируемые результаты (личностные и метапредметные), указаны возможные межпредметные связи, предложен алгоритм прохождения темы и диагностические работы (промежуточные и итоговые) для определения уровня освоения темы учащимися.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить достижение предметных, метапредметных и личностных результатов (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
Новые стандарты образования подчеркивают особую значимость компетентностного подхода, духовно-нравственного воспитания, формирования гражданственности и патриотизма, ответственности и самостоятельности.
В курсе обществознание наиболее оптимальна блочная структура урока, которая состоит из 6 компонентов:
– организационный блок;
– информационный блок;
– оценочный блок;
– аналитический блок;
– рефлексивный блок;
– мотивационный блок.
Использование ИТК-технологий обучения требует при постановке целей урока учитывать необходимость развития потребности и готовности к самостоятельному получению знаний (исследовательской культуры), ответственности учащихся за собственное образование, более глубоких рефлексивных умений. Только активная познавательная деятельность школьников, их субъектная позиция сможет обеспечить эффективность использования ИКТ-технологий в обучении. Также следует вводить учеников в мир информационной культуры, формировать у них информационные и коммуникационные умения.
Постановка таких целей требует особого содержания образования, его структурирования и применения. Использование современных ИТК-технологий увеличивает объем учебного материала, создает возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
Интерактивные обучающие программы, использование гипертекстовой технологии и мультимедиа способствуют успешному обучению на одном уроке школьников, обладающих различными потенциальными возможностями и способностями. Многочисленные информационные ресурсы могут предоставить требуемое содержание, а их целесообразное использование позволит сформировать необходимые умения
4.Какие материалы, источники, документы может использовать учитель на уроке обществознания?
Цели обществоведческого образования ориентируют школьников на активную социальную работу в обществе, где развивается и адаптируется личность в различной социальной среде, где усиливается интерес к поиску своего, особенного, индивидуального восприятия мира, где утверждается человек как носитель социального опыта и разумный преобразователь окружающего мира. Данная ориентация может быть значительно усилена, если систематически включить в работу на уроках обществознания письменные источники. Педагогические возможности источников во многом определяются их содержанием, ценностной ориентацией, эмоциональной окраской.
Важным условием успешного использования документов является их классификация, которая систематизирует различные виды документов, очерчивает конкретные пределы использования. В обществоведческом курсе используются:
1. Нормативные документы.
2. Мемуарные источники.
3. Программные документы.
4. Статистические материалы.
5. Информационные материалы.
6. Личные документы.
7. Материалы научных, политических, общественных, юридических, экономических, философских дискуссий (стенографические отчёты, протоколы)
8. Публицистические материалы.
9. Философские тексты.
10. Научные, научно-популярные тексты.
1) Нормативные документы.Наука под нормативным актом понимает официальный письменный документ, принимаемый уполномоченным органом государства; он устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Нормативные акты классифицируются по их юридической силе, определяемой компетенцией и положением издавшего их органа в общей системе правотворческих органов государства, а также характером самих актов. Различаются Конституции (Основной закон) и иные законы, принимаемые высшим органом государственной власти, а также подзаконные акты.
Нормативный документ – это прежде всего проявление властно воли, которая, подчиняя себе, принуждает придерживаться порядков, которые она создала. Назначение нормативного документа – регулировать поведение людей в государстве. Любые процедуры немыслимы без нормативных документов. Каждая сфера общественной жизни регулируется законом, а особенностью данных документов является то, что они написаны юридическим языком.
Педагогическая роль данного вида документа велика, так как изучая правовые первоисточники на уроках, можно решать следующие педагогические задачи: учить понимать язык нормативного документа, давать знание закона; воспитывать уважение к закону; формировать умение грамотно пользоваться юридической литературой.
Трудно представить только лишь теоретическое изучение нормативного документа, так как любой нормативный документ направлен на практическое применение. Изучение этих документов помогает учащимся лучше разобраться в социально-правовых вопросах жизни общества, готовит их к практическому применению реальной жизни.
В трудах методистов, изучающих преподавание права, отмечается, что работа с первоисточниками способствует развитию политико-правового мышления, формированию активной жизненной позиции. Учёные всегда говорили о педагогической эффективности изучения правовых источников.
Правовые источники нужно изучать во всех темах курсов “Введение в обществознание” и “Человек и общество”, так как это ориентирует на прочное овладение законами, регулирующих деятельность, во всех сферах жизни общества. Так, например, изучая тему “Можно ли преодолеть экологический кризис” (8класс), разумно включить “Закон о животном мире”; тема “Всеобщая декларация прав человека” (9класс) требует работы с названным документом; при изучении древних цивилизаций, вопроса о формировании и развитии государства и права можно привлечь законы Римской Империи (“Договор о покупке рабыни”); при изучении вопросов экономики целесообразно привлечь Конституцию Российской Федерации (статьи об экономических правах и свободах граждан), “Закон об акционерных обществах”, нормативные документы о деятельности банковской системы; при изучении политической сферы полезно привлечь “закон о выборах в Государственную Думу”, Конституцию Российской Федерации и другие документы; при изучении духовной сферы привлекаются нормативные документы о научных открытиях и изобретениях, об интеллектуальной собственности и другие.
2) Мемуарные источники.Мемуары – это повествование от лица автора о реальных события прошлого, участником или очевидцем которых он был. Как правило, мемуары охватывают значительный временной промежуток воспоминаний и последовательное их изложение. Язык и стиль изложения могут быть ярким и эмоциональным или сухим и протокольным. Работа с мемуарами на уроке активизирует восприятие, мышление, переживание школьников. Особенностью мемуаров как источников является их субъективизм. Само происхождение источника накладывает отпечаток необъективности, из этого следует, что точка зрения мемуариста не обязательно будет правильной. Это следует учитывать при отборе документов.
Применение мемуаров в курсе целесообразно. Это могут быть воспоминания политиков, учёных, художников, поэтов, писателей, военных, религиозных деятелей и т. д.Цели обществоведческого образования ориентируют на такой учебный процесс, который способствует овладению опытом творческой деятельности, развитию способности владеть альтернативными вариантами развития и прогнозировать последствия предполагаемых изменений, умения правильно определить приоритетные задачи и т. п. практическое воплощение вышеназванного возможно при включении в учебный процесс письменных источников, в особенности мемуаров, которые несут в себе опыт прошлого, отражают многообразие видов деятельности, историю развития человека и общества. Изучая современное общество, следует учитывать прошлое, которое воссоздаётся в мемуарах. Так, например, изучая тему “Гражданин – человек свободный и ответственный”, целесообразно привлечь воспоминания о А.Д. Сахарове, где мемуарист повествует о гражданской ответственности учёного, о понимании гражданского долга Сахаровым. При изучении темы “Что под силу человеку” разумно привести мемуары спортсменов, учёных, космонавтов, исследователей, которые рассказывают, что же действительно под силу человеку. В теме “Вечные вопросы”, привлекаются воспоминания философов, религиозных деятелей, учёных; изучая тему “Исторические судьбы марксизма”, целесообразно привлечь воспоминания русских марксистов, европейских социал-демократов о марксизме и его судьбах.
3) Программные документы.К ним относятся программы партий, программные выступления политических лидеров, документы общественно-политических организаций, социально-экономические программы.Программные документы имеют выдержанную политическую направленность, их назначение – определение конкретной политической ориентации какой-либо партии, организации, движения, её целей, задач, стратегии и тактики. Только на основе выработанных политических принципов, очерченных политических перспектив могли появится эти программные документы. Отсюда вытекает социальная функция этих документов. Общество реагирует на политическую ситуацию в стране, обращает внимание на документы, в которых выражена программа партий. Выборные кампании, общественно-политические акции отражаются средствами массовой информации, в том числе прессой, которая публикует документы, обращения партий, лидеров, фракций, выступления руководителей государства, заявления основных государственных институтов власти (Федеральное Собрание, Правительство и др.)
Педагогическая целесообразность привлечения этого источника объясняется тем, что политические знания являются необходимыми для выпускников школы. Понимание политических терминов, понятий, определений – неотъемлемая часть изучения этих источников. Программные документы помогают разобраться в политической палитре современных партий (кого представляют партии, чьи интересы защищают, к чему стремятся, что обещают).Данный источник целесообразно привлекать в теме: “У роковой черты”, где используется программа общества “Гринпис”. В теме “Нации и межнациональные отношения” привлекаются программы одной или нескольких партий по проблемам межнациональных отношений. Необходимо использовать такой источник, изучая политическую жизнь российской Федерации. Здесь разумно привлечь выступления президента Российской Федерации, где излагается материал о политическом курсе государства (например, Ежегодное послание Президента Федеральному Собранию); программные материалы политических партий и общественных движений по вопросам внутренней и внешней политики России
4) Статистические материалы.Под статистикой понимают самостоятельную общественную науку, которая изучает количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной. Статистика изучает также влияние природных и технических факторов на количественные изменения общественной жизни и влияние развития общественного производства на природные условия жизни общества.
В рамках курсов “Введение в обществознание” и “Человек и общество” статистические документы – это цифровой материал, описи, таблицы и т. д. – значительный и крупный источник.
Современное общество не представляется без статистики. Она необходима в любой человеческой деятельности, так как благодаря ей общество изучает, прогнозирует своё будущее развитие. Главным является фиксация массовых социально-экономических явлений, характерных особенностей выявления нового определяющего фактора (или группы факторов) в различных сферах жизни общества.
Педагогические возможности данных документов высоки, так как статистические материалы содержат в себе цифровую информацию о социально-экономическом, политическом, духовном развитии общества, что помогает формированию целостного, конкретного знания об обществе.
Например, при изучении темы “Глобальные проблемы современности” привлекается статистический материал о демографической ситуации на Земле (количество жителей в разных странах Европы, Америки, Азии, Африки) с целью выяснить, в чём проявляется данная проблема. В рамках этой же темы можно использовать статистические материалы о положении дел с ядерным оружием, о проблеме ядерных испытаний и ответной природной реакции. При изучении темы “Социальная структура общества” привлекаются материалы о социальных группах в России, их соотношении; при изучении темы “У роковой черты” разумно привлечь статистические материалы о загрязнении атмосферы, пресных водоёмов, мирового океана; при изучении темы “Малая группа” привлекаются материалы о формальных и не формальных группах в обществе.
5) Информационные материалы.Данный источник включает в себя сообщения из газет, которые носят общественно-политический характер, ориентируют аудиторию в фактах явлениях, процессах политической, экономической, научной, культурной жизни общества. Социальная особенность такого источника – фиксировать информацию. Характерным условием является сочетание общественной значимости факта и его новизны. Наиболее удобна для работы в курсе газета, как основное средство массовой коммуникации. Во-первых, газета как информационный источник, наиболее применима на уроке, доступна большинству учащихся; может быть конкретным источником на занятиях по обществоведческим курсам и как материал для работу учащихся вне учебных занятий. Во-вторых, газетная информация несёт в себе необработанный, мобильный материал, который представляет собой краткое, ясное, чёткое описание факта без интерпретации и оценки происшедшего кем-либо.
Данный источник необходим, так как помогает формированию своей собственной точки зрения на данный факт, учит аргументировать, доказывать, сопоставлять, даёт возможность ученику самому разобраться в полученной информации, заставляет мыслить, анализировать, что отвечает целям современного обществоведческого образования.
Информационный источник целесообразно привлекать на многих уроках. Например, как показывает практический опыт, тема “У роковой черты” рассматривается полнее, если привлекался информационный материал из газеты “Известия” (1996, № 150) “Взрыв на АЭС в Швейцарии”. Эта информация даёт основание самому ученику проанализировать и прокомментировать изложенные факты. Источник информационного характера можно использовать на уроке “Ваши способности – в вашей власти”, где используются материалы о человеческих способностях и их развитии, и в других темах.
6) Частные (личные) документы.Под личными документами мы понимаем письма, дневники, записи. Особенностью данного источника является сугубо личный, интимный характер документа. Личный документ раскрывает внутренний мир человека, его душевные переживания, глубину чувств, эмоциональные порывы.
Педагогическая роль этих источников велика. Учащиеся определяют своё отношение к личности автора, событиям, о которых он рассказывает. В этом случае особую роль играет эмоциональная сторона восприятия, школьники сочувствуют, восхищаются, негодуют. Данный источник ориентирует на выбор нравственных ценностей, активизирует учебный и жизненный опыт учащегося, стимулирует связь между теоретическими выводами и практической деятельностью. Педагогические возможности личных документов объясняются тем, что при использовании писем, дневников, записей на уроке усиливается гуманистическая идея. Это отвечает принципам нового обществоведческого содержания, в котором знания о человеке должны занять такое же весомое место в учебном предмете, как и знания об обществе. Личные документы полнее раскрывают духовный мир человека, его чувства и мысли, внутренние переживания и сомнения, радость и печаль.
Личные источники целесообразно применять на многих уроках. Например, опыт показал, что изучая тему “Нравственные основы любви, брака, семьи”, полезно использовать письмо Л.Н. Толстого “супругам” (1887 г., январь), где писатель просит не забывать основы нравственности в браке. Данный документ помогает ярче представить изучаемую тему, глубже понять мир человеческих чувств. Изучая тему “Вечные вопросы” можно включить отрывки из дневника Екатерины II о счастье; изучая тему “Нравственная культура”, привлечь письмо В.А. Сухомлинского из сборника “Письма к сыну” и т. п.
7) Стенограммы, протоколы, отражающие ход съездов, конференций, конгрессов, судебный процессов.Социальной особенностью этих документов является передача атмосферы события, обстановки происходящего, эмоциональной окраски общественно-политического явления, дословных выступлений ораторов. Общественные науки всегда прибегали к изучению стенографических отчётов, так как в этих документах зафиксировано каждое слово, которое может быть существенным и ключевым в раскрытии темы.
Педагогическая значимость таких документов заключается в том, что учащиеся с интересом изучают источник, так как текст несёт в себе полную информацию, которая не искажена и не фальсифицирована.Активизируется приобщение школьников к документам, которые отображают социально-экономическую и политическую жизнь страны, что, безусловно, формирует мировоззрение и нравственный выбор. Данный источник помогает понять глубину общественных процессов, приблизится к изучаемым событиям посредством деятельного описания, без цензурной обработки источника, вмешательства идеологических установок. Важной особенностью стенограмм является то, что они показывают борьбу мнений, позиций, передают характер дискуссионности обсуждаемого вопроса, выступления, реплики, комментарии.
Данный источник разумно привлечь на уроке “Познавательная деятельность человека”, где могут быть использованы протоколы заседаний “круглых столов” философов и социологов (журналы “Вопросы философии”, “Вопросы социологии” 1994-95 гг.) по вопросам современного познания. Протоколы помогают расскрыть идею плюрализма мнений, разных точек зрения, различную аргументацию, саму атмосферу и обстановку научной дискуссии современных ученых. При изучении темы «Духовный мир личности» могут привлекаться стенографические отчеты о встрече религиозных деятелей России, обсуждавших проблему духовного состояния современного российского общества. При изучении темы «Проблемы современного обществознания» была бы полезна стенограмма международной конференции по вопросу «Проблемы мирового обществознания».
8) Публицистические материалы.Публицистика – род литературы и журналистики, рассматривающая актуальные политические, экономические, литературные, философские и другие проблемы. В рамках курса обществоведения данный источник, прежде всего, заключается в публицистических статьях по актуальным вопросам экономики, политики, социальных, национальных отношений. Социальная роль этого источника состоит в том, что публицистический материал привлекает к себе значительную часть читателей. В нем обсуждается актуальная проблема, дается её анализ, выдвигается четкая аргументация, обобщения, делается вывод. Этот источник способствует формированию общественного мышления, так как он наиболее доступен, популярен, читаем, интересен. Для читателя важен писатель, публицист, его профессионализм, компетентность, мастерство, с одной стороны, с другой – его позиция, оценка, мнение.
Включение этого источника в общую классификацию и работа с ним на уроках отвечает целям и задачам курса, так как без знания общественно-политической ситуации, без выработки своей личной позиции невозможно представить себе личность и гражданина, активного, деятельного.
Данный источник целесообразно применять на многих уроках. Например, изучая тему «Духовная культура», целесообразно привлечь отрывок из публицистической статьи Д.С. Лихачева «Прошлое – будущему», где автор объясняет значение слова «культура» и высказывает свое отношение к современной поп-культуре. Изучая тему «Что такое межличностные отношения?», можно привлекать отрывки из многочисленных публицистических статей о процессе становления межличностных отношений, о трудностях и радостях человеческих отношений.
9) Философские тексты.Под философией, как известно, понимают форму духовной деятельности, направленную на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с целостным взглядом на мир и на место в нем человека.
Философские тексты включают в себя статьи, отрывки из трудов, дискуссии философов, отображающие состояние философской мысли в прошлом и настоящем.
Педагогическая ценность этого источника состоит в том, что он содержит размышления автора и, работая с ним, учащиеся пробуют нестандартно думать, анализировать, делать выводы, но главное, источник способствует развитию философского мышления, повышает интерес к философским рассуждениям. Неотъемлемой стороной рассуждения является творческое начало, без которого не представляется интересная, развивающая беседа всего класса. Философски тексты способствуют выработке основ мировоззрения, являются стимулом к познанию мира и окружающей действительности, к творческому применению своих знаний на практике, что отвечает современным целям обществоведческого образования, содействующего воспитанию человека, который активно участвует в общественной жизни, совершенствуется сам и создает новое.
Философский источник разумно привлекать к теме «Истина и её критерии», где учащимся может быть предложено философское рассуждение об истине известных философов Р. Декарта и Г.В. Лейбница. При этом школьники учатся читать, понимать, анализировать философские тексты, постигать глубину философских рассуждений, выяснять особенности философии. При изучении темы «Основные направления западной мысли» привлекается философский текст Э. Фомма и т. п.
10) Научные и научно-популярные тексты.Непосредственные цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предметы её изучения на основе открываемых ею законов, т. е. в широком смысле – теоретическое отображение действительности.
Под научными и научно–популярными текстами понимаются фрагменты из статей в научных и научно–популярных журналах, сборниках научных статей, монографий.
Социальная значимость этих источников заключатся в том, что научные тексты помогают объяснить многие общественные явления и процессы. Общество находит в научных работах ответы на интересующие их вопросы, результаты изучения социальных законов. Данный источник раскрывает глубину науки, показывает её сложный мир, роль ученого-исследователя в процессе научного познания мира.
Педагогическая целесообразность использования научных и научно-популярных текстов состоит в том, что они содержат научные знания, рассказывают о гипотезах и теориях науки, при этом у школьников развивается интерес к научному познанию, обращению к научным источникам, формированию научного мировоззрения, что отвечает принципиальным особенностям нового обществоведческого содержания, для которого характерен приоритет научных знаний.
Данный источник активно применяется на многих уроках. Так, например, оправдал себя опыт использования при изучении темы «Научное познание», фрагмента научной статьи из журнала «Квант» «Виды на звезды днем из глубокого колодца» В. Сурдина (Квант №1, 1994), где учащиеся работали по источнику, отвечая на поставленные вопросы. При изучении темы «Рынок и рыночные отношения» привлекается фрагмент одной из научных работ о рынке; на уроке «Политика и политическая жизнь» привлекается статья одного из политологов по ключевым вопросам политики.
Знания о многообразии источников, которые могут быть использованы в обществоведческом курсе, нацеливают учителя на поиск документов, которые в наибольшей мере отвечают задачам каждого урока.
5. Как мотивировать ученика на изучение дополнительного материала: исторического источника, документа, конкретного художественного произведения?
Самостоятельная работа с источниками знаний будет более успешной, если учитель закладывает конкретную программу действий ученика в соответствии с определенной дидактической задачей и содержанием материала, учитывает подготовленность учащихся к работе с текстами. Представляется целесообразным использовать систему заданий с учетом трех уровней познавательной самостоятельности. Выбор уровней определяется как познавательными возможностями ученика, так и целями содержания обучения.
Так, воспроизводящий уровень предполагает выписки основных понятий, определений, выводов, ответы на поставленные вопросы, требующие уточнения и пересказа текста, узнавание в нем изученных фактов, событий, явлений; заполнение таблицы, схемы по образцу в ходе коллективного разбора документа, ориентированного на понимание текста; составление простого плана по известному ученикам типу и т.д.
На преобразующем уровне вопросы и задания могут включать рассказ ученика по документу, сопровождающийся анализом текста, выделением в нем основной идеи, вывода, синтезом положений источника с другим теоретическим материалом, идеями других источников, преобразованием текста в сознании ученика; самостоятельный отбор, группировку фактов, идей и включение их в свой рассказ для углубления и конкретизации изучаемых вопросов, рассмотрения подходов авторов, их концепций общественного развития; составление развернутого плана, тезисов, конспекта, текстовых таблиц, схем; подготовку небольших рефератов, докладов и пр.
На творческо-поисковом уровне даются творческие, проблемные и познавательные задания, требующие осмысления и сопоставления точек зрения мыслителей, идей нескольких документов; выявления линий сравнения изучаемых явлений и составления сравнительных таблиц, логических цепочек; применения теоретических положений документа для доказательства, аргументирования своей точки зрения, обсуждения дискуссионных проблем; посильной поисковой, исследовательской деятельности по сбору материала, его анализу и систематизации по определенной теме, подготовки творческих сочинений и пр.
Значительную роль при выполнении самостоятельной работы играют памятки[1]. Приведем примеры памятки для решения познавательных задач и для выполнения учебно-практических заданий.
Памятка для решения познавательных задач
1. Внимательно ознакомьтесь с условием задачи. С помощью словарей, справочников или учебника выясните непонятные термины.
2. Соотнесите вопросы или предписания, сформулированные в задаче, с ее условием:
— определите, что дает условие для решения задачи;
— подумайте, какие знания следует привлечь для решения задачи, к каким источникам обратиться;
– подумайте, какими общими правилами познания следует руководствоваться при решении задачи.
3. Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.
4. Продумайте аргументы, подкрепляющие ваши решения.
5. Убедитесь в правильности полученного вами ответа:
– соответствует ли ответ существу вопроса (предписания) задачи;
— если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них;
– нет ли противоречий между вашими аргументами;
– нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению;
— можно ли считать предложенный путь решения задачи единственно возможным;
– не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы, помимо тех, которые намечены вами;
— готовы ли вы четко и убедительно изложить выводы и доказательства (факты, примеры, аргументы), объяснить, каким путем получен ответ.
Памятка для выполнения учебно-практических заданий
1. Уясните смысл требований (предписания) задания.
2. Продумайте, какие знания необходимы для выполнения задания, из каких источников их можно почерпнуть.
3. Продумайте план выполнения задания:
— наметьте вопросы, на которые надо получить ответы;
— определите, каким образом следует собрать необходимую для выполнения задания информацию (к каким источникам обратиться, с какими людьми побеседовать, какие объекты наблюдать);
– подумайте, как вы будете фиксировать необходимые данные;
– если задание выполняется в группе, распределите обязанности между ее членами;
— определите сроки выполнения задания (по этапам);
— обсудите с учителем или в группе намеченный план и при необходимости скорректируйте его.
4. Реализуйте составленный план.
5. Убедитесь, что задание выполнено полностью:
— оцените, достаточно ли собранных данных, надежны ли они, нет ли ошибок при подсчете;
— обдумайте собранную информацию, мысленно обобщите ее, сделайте практические предложения;
— проверьте, насколько доказательны ваши выводы и предложения (практические рекомендации);
— продумайте, все ли возможные выводы и предположения сделаны;
– уточните дополнительные вопросы, возникшие в процессе выполнения задания; учтены ли они в итоге выполнения задания.
6. Изложите результаты выполнения задания в соответствии с указанием учителя в устной, письменной или наглядной форме.
Немаловажное значение имеет подготовка учащихся к выполнению самостоятельной работы, дифференцированный подход к учащимся в процессе организации и проведения занятий, наличие заданий, их вариативность для фронтальной, групповой и индивидуальной работы.