-
1. Общая педагогика
7-
Лекция1.1
-
Лекция1.2
-
Лекция1.3
-
Лекция1.4
-
Лекция1.5
-
Лекция1.6
-
Тест1.1
-
-
2. Теория и методика воспитания
7-
Лекция2.1
-
Лекция2.2
-
Лекция2.3
-
Лекция2.4
-
Лекция2.5
-
Лекция2.6
-
Тест2.1
-
-
3. Психология развития и возрастная психология
7-
Лекция3.1
-
Лекция3.2
-
Лекция3.3
-
Лекция3.4
-
Лекция3.5
-
Лекция3.6
-
Тест3.1
-
-
4. Педагогика сотрудничества
7-
Лекция4.1
-
Лекция4.2
-
Лекция4.3
-
Лекция4.4
-
Лекция4.5
-
Лекция4.6
-
Тест4.1
-
-
5. Проблема истории древнего мира и средних веков
22-
Лекция5.1
-
Лекция5.2
-
Лекция5.3
-
Лекция5.4
-
Лекция5.5
-
Лекция5.6
-
Лекция5.7
-
Лекция5.8
-
Лекция5.9
-
Лекция5.10
-
Лекция5.11
-
Лекция5.12
-
Лекция5.13
-
Лекция5.14
-
Лекция5.15
-
Лекция5.16
-
Лекция5.17
-
Лекция5.18
-
Лекция5.19
-
Лекция5.20
-
Лекция5.21
-
Тест5.1
-
-
6. Проблемы новой и новейшей истории
15-
Лекция6.1
-
Лекция6.2
-
Лекция6.3
-
Лекция6.4
-
Лекция6.5
-
Лекция6.6
-
Лекция6.7
-
Лекция6.8
-
Лекция6.9
-
Лекция6.10
-
Лекция6.11
-
Лекция6.12
-
Лекция6.13
-
Лекция6.14
-
Тест6.1
-
-
7. Проблемы истории России с древних времен до начала ХХ в
8-
Лекция7.1
-
Лекция7.2
-
Лекция7.3
-
Лекция7.4
-
Лекция7.5
-
Лекция7.6
-
Лекция7.7
-
Тест7.1
-
-
8. Проблемы новейшей истории России
9-
Лекция8.1
-
Лекция8.2
-
Лекция8.3
-
Лекция8.4
-
Лекция8.5
-
Лекция8.6
-
Лекция8.7
-
Лекция8.8
-
Тест8.1
-
-
10. Проблемы философии в курсе обществознания
9-
Лекция9.1
-
Лекция9.2
-
Лекция9.3
-
Лекция9.4
-
Лекция9.5
-
Лекция9.6
-
Лекция9.7
-
Лекция9.8
-
Тест9.1
-
-
11. Проблемы экономики в курсе обществознания
6-
Лекция10.1
-
Лекция10.2
-
Лекция10.3
-
Лекция10.4
-
Лекция10.5
-
Тест10.1
-
-
12. Проблемы социальных отношений
10-
Лекция11.1
-
Лекция11.2
-
Лекция11.3
-
Лекция11.4
-
Лекция11.5
-
Лекция11.6
-
Лекция11.7
-
Лекция11.8
-
Лекция11.9
-
Тест11.1
-
-
13. Политические проблемы в курсе обществознания
12-
Лекция12.1
-
Лекция12.2
-
Лекция12.3
-
Лекция12.4
-
Лекция12.5
-
Лекция12.6
-
Лекция12.7
-
Лекция12.8
-
Лекция12.9
-
Лекция12.10
-
Лекция12.11
-
Тест12.1
-
-
14. Правовые проблемы в курсе обществознания
8-
Лекция13.1
-
Лекция13.2
-
Лекция13.3
-
Лекция13.4
-
Лекция13.5
-
Лекция13.6
-
Лекция13.7
-
Тест13.1
-
-
15. Методика преподавания обществознания в школе
8-
Лекция14.1
-
Лекция14.2
-
Лекция14.3
-
Лекция14.4
-
Лекция14.5
-
Лекция14.6
-
Лекция14.7
-
Тест14.1
-
-
16. Внедрение интерактивных методов обучения в учебный процесс
5-
Лекция15.1
-
Лекция15.2
-
Лекция15.3
-
Лекция15.4
-
Тест15.1
-
-
17. Организация доступной образовательной среды для детей с ОВЗ
5-
Лекция16.1
-
Лекция16.2
-
Лекция16.3
-
Лекция16.4
-
Тест16.1
-
-
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
1
This content is protected, please login and enroll course to view this content!
Предыдущая страница
Общество как развивающаяся система
Следующая страница
Практическое занятие 2. (Проблемы философии в курсе обществознания)
Комментариев
Практическое занятие №1.
Задание:
Ответьте на вопросы:
1. Почему для человека, живущего в мире разнообразного, важно иметь
представление о Вселенной как единой целостной системе?
Чтобы знать фундаментальное начало и важнейшие свойства внешнего и внутреннего мира. Человек ¬ существо духовное, испытывает духовную потребность в том, чтобы иметь целостное представление о мире; он, по словам С.Н. Булгакова, не может согласиться ждать с удовлетворением этой потребности до тех пор, пока будущая наука даст достаточный материал для этой цели; ему необходимо также получить ответы и на вопросы, которые выходят за поле положительной науки и не могут быть ею даже и осознаны. Вместе с тем человек не способен заглушить в себе эти вопросы, сделать вид, что они не существуют, так как сам является частью этой Вселенной. Для человека как разумного существа бесконечно важнее любой специальной научной теории представляется решение вопросов о том, что же такое наш мир в целом, какова его субстанция, имеет ли он какой-либо смысл и разумную цель, имеет ли какую-либо цену наша жизнь и наши деяния, какова природа добра и зла, и т.д. Словом, человек спрашивает и не может не спрашивать не только как, но что, почему и зачем. На эти вопросы у науки нет ответа, точнее она их и не ставит, и не может разрешить. Разрешение их лежит в области философского мышления.
Сократовское «Я знаю, что ничего не знаю» означает, что мы осознаём количество ещё неизведанного в этом мире. Мы прошли путь от мифов до квантовой физики, однако вопросов до сих пор больше, чем ответов, и они становятся лишь сложнее.
2. Следует ли отождествлять философию с наукой, искусством, моралью?
Философия отличается и от тех типов духовного творчества, которые тоже интересуются всеобщим: религия, искусство, наука, мифология, народное или обыденное сознание.
Вот здесь конкретизируем приведённые рассуждения понятием мировоззрение через отношение “мир — человек”:
– мифология представляет мир, человека и их отношение;
– религия изучает мир, человека и их отношение;
– народное сознание осваивает мир, человека и их отношение;
– искусство отражает мир, человека и их отношение;
– наука исследует мир, человека и их отношение.
Общее основание у всех типов мироосвоения — это единая система. Система “мир — человек”, “космос — человек”, “среда — человек”, “Бог — человек”, “внеземные цивилизации — человек”, “универсум — человек”.
Проще говоря, есть внечеловеческое (мир, природа, космос.) и есть человеческое (социальное), есть “Я” (человек) и есть “не Я” (внечеловеческое). Их отношение — основной вопрос любого мировоззрения, мироосвоения.
Всё дело в том, с каких позиций подходить, что конкретно интересует, какой аспект, какой ракурс избирается.
Итак, общий мировоззренческий предмет один — система отношения “мир — человек”, “не Я — Я”. Какие же мировоззренческие особенности в каждой из форм мироосвоения и каковы основы их зарождения?
Мифология — символическое мировоззрение, система символов, представление реального как ирреального. Она родилась вместе с человечеством и является первой синкретической (архаично соединённой) формой духовного освоения мира и человека в их многогранных отношениях и связи. Теоретическое отражение мифологического материала достаточно богатое — мифы, легенды, сказки, сказания, былины, пословицы, поговорки, то есть символические формы освоения внечеловеческой реальности человеком. Специфика мифологического мировоззрения в том, что природное представляется как человеческое, а человеческое как природное. Мифология — начальная стадия бытия человечества, донаучная, дорелигиозная, дофилософская форма духовного освоения системы “универсум — человек”.
Религия — догматическое мировоззрение, новый уровень мировоззрения вслед за мифологией, это система догм, постулатов, принимаемых на веру, это фиксация сверхъестественного в системе “универсум — человек”. Религия базируется на вере, потому что не стремится доказывать и даже являть, что неизбежно придает всем положениям религии характер догм, а сама она предстает как система догматов.
Народное сознание — традиционное мировоззрение, система традиций, фиксация исторически непреходящих ценностей в данной системе через призму житейского опыта.
Искусство — образное мировоззрение, система образов, отражение системы “не Я — Я” в образной форме. Образ, образное моделирование, образное отражение в искусстве — это отражение жизни в формах самой жизни (Н.Г. Чернышевский). Понятие “образа” также важно для искусства, как понятие “символа” для мифологии или “догмы” в религии. Отход от образа, трансформация образных построений в искусстве в различных направлениях модернизма и постмодерна — это художественное экспериментирование, хотя и достаточно интересное. Иногда и модерн даёт толчок к созданию нового образа, который постепенно входит в обыденную жизнь как факт бытия.
Наука — помологическое мировоззрение (греч. потов — закон), система законов, отражение закономерного в системе “универсум — человек”. Данный тип мировоззрения или мироосвоения достаточно точен через призму конкретной науки — математики, физики, химии, анатомии, физиологии, психологии, политологии и других.
Философия — концептуальное мировоззрение, мироосвоение, система концепций, понятийно-содержательное, аналитическое осмысление системы “универсум — человек”.
Главное для философа — не продуцировать символы, не постулировать догмы, не утверждать традиции, не творить образы, не открывать законы, а формулировать, строить, генерировать концепции: концепцию универсума, концепцию социума, концепцию общества, концепцию личности, концепцию науки, концепцию обороны, концепцию общественной безопасности, концепцию религии, концепцию семьи и т.п.
Концепция — это базовое идейно-теоретическое построение проблемы, её научный замысел.
3. Как вы соотносите мировоззрение обыденное и научное?
Есть “мир” и есть “человек”. Можно изучать “мир”, можно изучать “человека”, но можно изучать три предмета: “мир”, “человека” и их “отношение”. Это и есть совокупный предмет всех типов мировоззрения (Л. Зеленов).
Через означенную систему можно характеризовать шесть типов мировоззрения:
– мифологическое — символическое мировоззрение;
– религиозное — догматическое мировоззрение;
– народное — традиционное, то есть основанное на народном сознании, народной психологии и исторических традициях;
– художественное (искусство) — образное мировоззрение;
– научное — помологическое мировоззрение;
– философское — концептуальное мировоззрение.
Обыденные представления об окружающей действительности – это часть жизни любого общества и человека. В обыденном мировоззрении зафиксирован и личный практический опыт каждого человека, и коллективное общественное мнение, стереотипы поведения, правила отношений, принятые в данном обществе, суеверия, предрассудки и народная мудрость, здравый смысл.
Обыденный опыт служит для ориентации в настоящем, но и, что не менее важно, помогает быстро разобраться в сложной жизненной ситуации, предположить ее последствия и найти оптимальный выход, дает возможность соотнести свои планы и цели с реальными перспективами, построить модель желаемого развития событий, то есть, направляет вектор человеческой активности в будущее, выделяя прогностическую функцию.
Коллективный социально-практический опыт формирует своеобразные архетипы, корректирующие поведение, в частности, архетип старого мудреца, способного предвидеть будущее, архетип героя, архетип матери. Фрагменты различных знаний из науки, философии, морали, религии, политики и других сфер духовной культуры позволяют человеку наиболее успешно вписаться в реальные социальные отношения и избежать конфликтов и ошибок.
Обыденное мировоззрение в точном смысле этого слова охватывает необходимые всем и всегда, массовые и вечные отношения человека к действительности: природе, самому себе и окружающим людям. А именно: нужнейшие навыки самообслуживания и взаимопомощи; базовые приемы ручного, физического труда, необходимые для ведения домашнего хозяйства и обустройства жилища; утвердившиеся формы каждодневного общения с использованием естественного языка и невербальных знаковых систем (мимики, жестов и др.); сложившиеся традиции половой любви, продолжения рода и домашнего воспитания потомства; варианты отдыха и игровых забав; празднования разных знаменательностей и чествования святынь; умения ориентироваться на местности; посильное врачевание недугов; защиту при опасности, а также многие другие сла¬гаемые нашего поведения в житейских ситуациях.
Помимо прочего, обыденные знания отличаются от ос¬тальных практических (например, профессиональных) тем, что выходят за круг прямых жизненных забот индивида, кол-лектива, целого сословия или класса. С этой точки зрения далеко не все в составе обыденного мышления можно при¬знать собственно практическим, непосредственно утилитар¬ным. Рядовой труженик, как правило, имеет свое суждение о политике, экономике, истории, медицине, философии и подобных достаточно глобальных вопросах. Именно претензия на всеохватность дает веский повод обвинять его во всех гносеологических грехах — ограниченности, по¬верхности, фрагментарности, необоснованности.
В отличие от стихийного обыденного, научное мировоззрение формируется сознательно в процессе обучения и воспитания. Научное мировоззрение – это такая система понимания мира и места в нем человека, которая опирается на науку, корректируется и развивается вместе с наукой и сама оказывает активное влияние на развитие науки. В центре научного мировоззрения – объективная истина. Соответственно, не всякая информация может считаться научной. Так, например, наука не признает способности хилеров, утверждающих, что они могут производить хирургические операции, вскрывая тело без асептики, антисептики, анастезии; или существование «снежного человека»; или наличие феномена ясновидения и многое другое. Научное мировоззрение базируется на фактах, отвечающим критериям научности.
1. Объективность (независимость от конкретного человека) законов изменения и развития объектов окружающего мира.
2. Системность, обоснованность, возможность независимой экспертизы других ученых.
3. Использование особых методов, с помощью которых изучаются объекты научного внимания (логика, экспериментирование, моделирование и др.).
4. Научное познание вырабатывает специальный язык, на котором описываются объекты науки.
5. В научном познании используется специальная научная аппаратура.
Различные феномены, не нашедшие объяснения или подтверждения в силу различных обстоятельств, наукой игнорируются. Нельзя забывать, что ученые – тоже люди, они так же могут быть подвержены влиянию общественных, мировоззренческих, религиозных предрассудков, могут быть консервативны и интеллектуально бедны. Им, также, как и обывателям, бывает спокойнее и удобнее воспроизводить привычные формулировки в рамках сложившейся научной теории.
Тем не менее, наука пытается отражать и объяснять мир таким, какой он есть, постепенно развивается, уточняется, дополняется.
4. В чем заключается универсализм философии как особой формы
мировоззрения?
философия отличается от всех иных видов духовного творчества тем, что она является общим, универсальным типом. Если этика изучает нравственные явления, психология — закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, политология — политический процесс, физика и химия соответственно, физические явления и химические процессы и т.п.
Философию же интересует всё: этическое и психическое, политическое и физиологическое, физическое и химическое, нравственное и правовое, человеческое и внечеловеческое, материальное и духовное, земное и внеземное… Об этом говорит вся история философии. Но в этом всём её интересуют не частности, не детали, не конкретика, а общие закономерности, общие процессы, общие структуры, общие свойства, то есть всё то, что роднит эти явления, то, что у них общего;