-
1. Общая педагогика
7-
Лекция1.1
-
Лекция1.2
-
Лекция1.3
-
Лекция1.4
-
Лекция1.5
-
Лекция1.6
-
Тест1.1
-
-
2. Теория и методика воспитания
7-
Лекция2.1
-
Лекция2.2
-
Лекция2.3
-
Лекция2.4
-
Лекция2.5
-
Лекция2.6
-
Тест2.1
-
-
3. Психология развития и возрастная психология
7-
Лекция3.1
-
Лекция3.2
-
Лекция3.3
-
Лекция3.4
-
Лекция3.5
-
Лекция3.6
-
Тест3.1
-
-
4. Педагогика сотрудничества
7-
Лекция4.1
-
Лекция4.2
-
Лекция4.3
-
Лекция4.4
-
Лекция4.5
-
Лекция4.6
-
Тест4.1
-
-
5. Проблема истории древнего мира и средних веков
22-
Лекция5.1
-
Лекция5.2
-
Лекция5.3
-
Лекция5.4
-
Лекция5.5
-
Лекция5.6
-
Лекция5.7
-
Лекция5.8
-
Лекция5.9
-
Лекция5.10
-
Лекция5.11
-
Лекция5.12
-
Лекция5.13
-
Лекция5.14
-
Лекция5.15
-
Лекция5.16
-
Лекция5.17
-
Лекция5.18
-
Лекция5.19
-
Лекция5.20
-
Лекция5.21
-
Тест5.1
-
-
6. Проблемы новой и новейшей истории
15-
Лекция6.1
-
Лекция6.2
-
Лекция6.3
-
Лекция6.4
-
Лекция6.5
-
Лекция6.6
-
Лекция6.7
-
Лекция6.8
-
Лекция6.9
-
Лекция6.10
-
Лекция6.11
-
Лекция6.12
-
Лекция6.13
-
Лекция6.14
-
Тест6.1
-
-
7. Проблемы истории России с древних времен до начала ХХ в
8-
Лекция7.1
-
Лекция7.2
-
Лекция7.3
-
Лекция7.4
-
Лекция7.5
-
Лекция7.6
-
Лекция7.7
-
Тест7.1
-
-
8. Проблемы новейшей истории России
9-
Лекция8.1
-
Лекция8.2
-
Лекция8.3
-
Лекция8.4
-
Лекция8.5
-
Лекция8.6
-
Лекция8.7
-
Лекция8.8
-
Тест8.1
-
-
10. Проблемы философии в курсе обществознания
9-
Лекция9.1
-
Лекция9.2
-
Лекция9.3
-
Лекция9.4
-
Лекция9.5
-
Лекция9.6
-
Лекция9.7
-
Лекция9.8
-
Тест9.1
-
-
11. Проблемы экономики в курсе обществознания
6-
Лекция10.1
-
Лекция10.2
-
Лекция10.3
-
Лекция10.4
-
Лекция10.5
-
Тест10.1
-
-
12. Проблемы социальных отношений
10-
Лекция11.1
-
Лекция11.2
-
Лекция11.3
-
Лекция11.4
-
Лекция11.5
-
Лекция11.6
-
Лекция11.7
-
Лекция11.8
-
Лекция11.9
-
Тест11.1
-
-
13. Политические проблемы в курсе обществознания
12-
Лекция12.1
-
Лекция12.2
-
Лекция12.3
-
Лекция12.4
-
Лекция12.5
-
Лекция12.6
-
Лекция12.7
-
Лекция12.8
-
Лекция12.9
-
Лекция12.10
-
Лекция12.11
-
Тест12.1
-
-
14. Правовые проблемы в курсе обществознания
8-
Лекция13.1
-
Лекция13.2
-
Лекция13.3
-
Лекция13.4
-
Лекция13.5
-
Лекция13.6
-
Лекция13.7
-
Тест13.1
-
-
15. Методика преподавания обществознания в школе
8-
Лекция14.1
-
Лекция14.2
-
Лекция14.3
-
Лекция14.4
-
Лекция14.5
-
Лекция14.6
-
Лекция14.7
-
Тест14.1
-
-
16. Внедрение интерактивных методов обучения в учебный процесс
5-
Лекция15.1
-
Лекция15.2
-
Лекция15.3
-
Лекция15.4
-
Тест15.1
-
-
17. Организация доступной образовательной среды для детей с ОВЗ
5-
Лекция16.1
-
Лекция16.2
-
Лекция16.3
-
Лекция16.4
-
Тест16.1
-
-
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
1
This content is protected, please login and enroll course to view this content!
Предыдущая страница
Политическое поведение и участие
Следующая страница
Практическое занятие 2. (Политические проблемы в курсе обществознания)
Комментариев
Практическое занятие 1:
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СОЦИАЛИЗАЦИЯ
На основе изучения материала, представленного в лекции 8, ответьте письменно на вопросы :
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Дайте определение понятию «политическая культура». Какие компоненты в нее входят?
Политическая культура – это система исторически сложившихся устойчивых ценностей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, находящих выражение в их политической деятельности, оценке политических событий и в отношении к политике.
Характерные черты политической культуры:
• является продуктом естественно-исторического развития общества, результатом коллективного политического творчества;
• фиксирует и закрепляет стабильные стороны политического опыта;
• имеет всеобъемлющий характер, оказывает влияние на политическую жизнь страны;
• обеспечивает целостность и интегрированность политической сферы;
• координирует политическими методами жизнедеятельность общества в целом, сочетает интересы различных социальных групп, классов, государства и личности;
• предлагает определенные образцы поведения, нормы взаимоотношений власти и граждан;
• характеризует политическое сознание и политическое поведение массы населения.
Функции политической культуры:
• познавательная – формирование у граждан необходимых общественно-политических знаний, взглядов, убеждений и политической компетентности;
• интегративная – достижение согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединение усилий для достижения определенных социально значимых целей;
• коммуникативная – установление связей между участниками политического процесса, а также передача элементов политической культуры от поколения к поколению, накопление политического опыта;
• регулятивная – закрепление в общественном сознании необходимых политических ценностей, установок, мотивов, целей и норм поведения;
• воспитательная – формирование у граждан политического сознания и навыков политической деятельности;
• нормативно-ценностная – формирование и закрепление в общественном сознании необходимых политических ценностей, установок, целей, мотивов и норм поведения;
• социализирующая – формирование определенных политических навыков, позволяющих реализовать свои права.
Компоненты политической культуры.
Политическое поведение – политические установки, типы, формы, стили, образцы общественно-политической деятельности (Подробно читайте ЗДЕСЬ).
Политическое сознание – включает в себя идеологические компоненты (политические знания, ценности, убеждения, способы политического мышления) и психологические компоненты (политические чувства, эмоции, переживания, ориентации, настроения);
Виды политического сознания:
— обыденное,
— идеолого-теоретическое.
Элементы политического сознания.
• Политические знания – это знания людей о политике, о политической системе, о различных политических идеологиях и т.п.
• Политические ценности – это этические и нормативные суждения о политической жизни, о политических целях; политическими ценностями являются законность и порядок, стабильность системы, социальная справедливость и др.
• Политические убеждения выражаются в представлениях людей о том, какой должна быть политическая система.
Политическая идеология – система идей, взглядов на политическую жизнь, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы какого-либо субъекта политики. (Подробно читайте ЗДЕСЬ).
Политический опыт – политические традиции, обычаи, политическая память общества
2. Охарактеризуйте известные Вам типы политической культуры.
Типы политической культуры.
В зависимости от уровня:
• общая – характерна ля поведение основной массы населения)
• субкультура – присуща определенным социальным группам и регионам).
В зависимости от степени согласованности во взаимодействии политических субкультур:
• интегрированная – характеризуется тенденцией к единству в представлениях граждан относительно функционирования и возможностей политической системы, низким уровнем конфликтности и политического насилия, развитой системой социальной защиты населения, многочисленным средним классом;
• фрагментарная – характеризуется отсутствием согласия граждан относительно политического устройства общества, расхождениями в вопросах понимания власти, социальной разобщенностью, отсутствием доверия между различными группами, высокой степенью социальной напряженности и конфликтности, нестабильностью правительств, применением насилия как главного метода осуществления государственной власти.
По отношению к власти:
• господствующая,
• контркультура.
По отношению к прогрессу:
• замкнутая – нацеленная на восстановление по образцу, установленному традициями;
• открытая – ориентирована на изменения, легко усваивающая новые ценности.
По стилям политического поведения:
• рыночная – политика понимается как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан);
• этатистская – демонстрирует главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида.
•
По степени ориентации людей на участие в политической жизни.
Патриархальная культура.
Особенности:
• Отношение к политике основано на ценностях социальной группы, человек мало восприимчив к политической культуре страны, не выполняет конкретных политических ролей.
• Почтение к власти, противодействие власти – не только нарушение дисциплины, но и аморальный поступок.
• Стабильность.
• Отсутствие интереса граждан к политической жизни.
• Члены общества не ожидают никаких изменений со стороны политической системы.
• Кругозор большинства граждан ограничен принадлежностью к своим корням, своему месту проживания.
Подданическая культура.
Особенности:
• Ориентация на официальные государственные ценности, ожидание от политической системы либо наказания, либо предоставления благ.
• Пассивное отношение к политической жизни.
• Способность мобилизовать огромные массы людей, направлять их энергию на социально необходимые или надуманные преобразования, что достигается за счет жесткой дисциплины, упорядоченности, организованности.
• Жесткая централизация управления.
Активистская культура (культура участия).
• Высокий интерес граждан к политике, активное участие в политических процессах.
• Хорошая политическая информированность.
• Стремление реализовать с помощью власти собственные интересы и цели.
• Оказание гражданами влияния на процесс выработки и принятия политических решений.
• Демонстрация лояльности к политической системе, законопослушность и уважение к принятым законам.
3. Сравните политическую культуры советского периода и современной России. Найдите черты преемственности и черты, характеризующие изменения в российской политической культуре.
Своеобразие российской политической культуры состоит в том, что у России – прерывная история, т. е. каждый из исторических её этапов отрицал предыдущий. Вполне естественно, что при каждой смене определенного исторического этапа, как правило, происходила утрата части накопленных к тому времени достижений.
Для адекватного понимания особенностей политической культуры России следует указать на основные стадии культурного и государственного развития России.
1. Языческий период (IX – X вв.).
2. Киевская Русь христианского времени (IX – XII вв.).
3. Московское царство (XVI – XVII вв.);
4. Российская империя Петра I (XVII – XVIII вв.).
5. Коммунистический период (серед. XIX – конец XX вв.).
6. Посткоммунистический период (конец XX – нач. XXI вв.).
Примечательно, что с момента образования Киевского государства (с IX века до XVIII столетия) в России не только сознание, но и наука, религия, философия, этика, право, искусство, экономика, политика определялись в основном религиозными представлениями христианства. В XVIII веке господствовала идеологическая система, которая была основана на таком представлении, что истинные ценности могут определяться тремя основными измерениями – чувственными, рациональными, сверхчувственными. Что же касается XIX века, то в это время господствовало утверждение, что истинная действительность и ценности носят сугубо материалистический характер.
Характерно, что на каждом из указанных этапов развития вольно или невольно интегрировались некоторые основополагающие осо¬бенности предшествующих, и, таким образом, изменчивость соче¬талась с преемственностью. Благодаря этому политическая культура России продемонстрировала удивительную устойчивость своих ба¬зовых характеристик, своей структуры. Поэтому нам представляется возможность говорить о некоторых исключительно живучих традиционных основах политической культуры нашей страны, которые, несмотря на все изменения, происходящие с обществом, передаются из поколения к поколению, сохраняя при этом почти неизменное свое содержание1. Рассматривая эти основы политической культуры, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, нужно отметить, что любая власть в России независимо от смены режимов традиционно носит авторитарный характер. Подтверждение тому – «время застоя» правления Николая I и Л. И. Брежнева; «неэффективность правления» Николая II, начало царствования Петра I; «эффективность, качественность правления Петра I, И. Сталина.
Во-вторых, одним из важных аспектов политической культуры является сам стиль взаимоотношений между государством и гражданским обществом. Здесь следует иметь в виду то, что в основном государство в России занимает доминирующее положение в общественной жизни.
В-третьих, политической культуре России присущ этатистский характер2. Например, с конца 1980-х годов, когда территорию СССР охватили межнациональные конфликты, русские, будучи лишенными государственной поддержки, почти нигде не смогли оказать эффективного сопротивления, в то время как многие национальные меньшинства оказались в гораздо более выгодном положении, так как привыкли полагаться только на свои силы3.
В-четвертых, для политической культуры России характерно обращение в будущее при недостаточном внимании к прошлому, при отсутствии осознанного следования традициям, крайней восприимчивости, чувствительности к новым веяниям.
В-пятых, российская политическая культура характеризуется крайней гетерогенностью, т. е. существованием субкультур с крайне различными ценностными ориентациями.
В-шестых, особенностью является то, что для русских характерно стремление к постоянному сокрушению кумиров и воздвижение новых.
Говоря о политической культуре России, будет также уместным обратиться к вопросу особенностей (черт) национального характера русского человека.
Итак, среди основных, важных черт русского национального характера выделяются следующие: соборность, коллективизм – стремление действовать сообща; широта характера; эмоциональность; максимализм – стремление к претворе¬нию в жизнь определенного социального идеала; мессионизм – вера в то, что именно Россия воплотит в жизнь всечеловеческий идеал своими силами и впервые у себя, осветив дорогу к нему ми¬ру; способность к самопожертвованию личными интересами ради достижения вселенского счастья; всечеловечность – способность жить не только свои¬ми индивидуальными и национальными интересами, но интере¬сами всего человечества; долготерпение и склонность к бунту; широта характера и резкие эмоциональные перепады. Все эти и другие черты, безусловно, играют основополагающую роль как для русской культуры в целом, так и для политической культуры в частности.
И последнее, особенностью политической культуры России является и то, что на протяжении тысячелетней истории государство стремилось контролировать все сферы жизни людей, но между тем никто не контролировал само государст¬во. Народные массы и при монархии, и в советское время (XX век) были отстранены от выбора руководителей страны. Безусловно, это вызывало недовольство русского народа, что в конечном итоге привело Россию в XX веке к революциям 1905 и 1917 годов, после чего в нашей стране начался достаточно длительный период поиска новых систем ценностей, новых форм сознания и культуры.
Особым периодом становления политической культуры нашего государства был советский этап.
Вопрос об особенностях политической культуры советской эпохи надо начать с того, что само государство и его аппарат возникли не сразу в законченном виде, они сложились не в один день, они вместе со всем советским обществом претерпели достаточно сложный процесс своего поступательного развития. Здесь будет уместным обратиться к характеристике основных этапов советского режима, чтобы в последующем более детально понять, что представляет собой политическая культура современной, посткоммунистической России.
Итак, основные, значимые этапы политической жизни России советского периода.
Первый этап (1917 – 1918 гг.). Период свержения самодержавия. 25 октября (7 ноября) 1917 года произошла Великая Октябрьская революция. Провозглашена власть Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (власть партии большевиков). Объявлено о передаче земли крестьянам, начата национализация предприятий и банков. Система власти, которая была сформирована после Великой Октябрьской революции 1917 года, была административно-командной, т. е. она основывалась на жесткой иерархии от высшей партийной элиты до самых низов общества. Эта система давала возможность концентрировать усилия населения и использовать их резервы для решения принципиально важных государственных задач. Характерно также и то, что в этой системе были заложены истоки ее последующего крушения1. К этому периоду в России была установлена монопольная политическая власть ВКП(б), постепенно слившейся с централизованным государственным аппаратом.
Русская православная церковь и казачество в этот период были подвергнуты репрессиям со стороны большевиков, так как были обвинены в поддержке царизма и контрреволюционной деятельности.
Первый период связан с началом первого этапа Гражданской войны в России, который проходил с октября 1917 года по ноябрь 1918 года. В Гражданскую войну против большевиков сражались сторонники дореволюционных порядков (Белое движение, казачество), в неё также были вовлечены вооружённые силы 14 иностранных государств. Гражданская война в России способствовала утверждению военно-коммунистических принципов организации общества, системы производства и распределения.
В январе 1918 года на III съезде Советов Российская Советская Республика стала федерацией с названием Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР).
Летом 1918 года под Екатеринбургом были расстреляны последние представители царской семьи Романовых, которая правила Россией более трехсот лет.
Второй этап (1919 – 1929 гг.). Это время можно назвать периодом НЭПа и образования СССР. В 1921 году была принята новая экономическая политика (НЭП), которая продолжалась до 1929 года. В апреле 1922 года на Пленуме Центрального Комитета И. В. Сталин1 был избран Генеральным секретарём ЦК. В конце 1922 года2 конституционно было создано новое государство – Союз Советских Социалистических Республик. До конца 20-х годов в стране наблюдался устойчивый экономический рост на фоне непрекращающейся политической борьбы внутри ВКП(б). Политическая власть в стране в этот период принадлежала единственной партии – ВКП(б).
Третий этап (1930 – 1938 гг.). Период коллективизации и индустриализации. К этому периоду в сознание людей усиленно внедрялось идеализированное клише политического поведения. В жизни формировался устойчивый стереотип поведения, который предполагал единогласную поддержку и одобрение действий руководства. Фактическая отчужденность масс от реальной политики в условиях тоталитарного общества порождала политическую пассивность. В сознании существовал политический и правовой скептицизм, а внутренние политические ценности и установки носили противоречивый характер. В стране сформировалась тоталитарная система власти и управления. К 1931 году И. В. Сталин фактически узурпировал власть в стране, вытеснив других членов Политбюро на второстепенные позиции.
Конец 1934 года (в это время был убит С. М. Киров3) – время начала политических репрессий в стране, которые напрямую связывают с именем Сталина. Эти репрессии продолжались практически до начала Второй мировой войны.
Четвертый этап (1939 – 1945 гг.). Время тяжелых испытаний для советского государства – время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов. В этот период СССР под руководством Сталина вначале вел военные кампании локального характера (участие в разделе Польши в сентябре 1939 года; «зимняя война» 1939 – 1940 годов с Финляндией; аннексия трех прибалтийских стран, Бессарабии и Северной Буковины летом 1940 года), а затем, в 1941 – 1945 годы, войну с нацистской Германией. Все силы были отданы на победу над гитлеровской Германией. С первых дней войны началась перестройка всей жизни страны на военный лад. 8 мая 1945 года в пригороде Берлина был подписан Акт о безоговорочной капитуляции вооруженных сил фашистской Германии. 9 мая 1945 года стало для нашей страны Днем Победы над фашистской Германией.
Пятый этап (1945 – 1953 гг.). Период послевоенного времени. Послевоенный режим (в тот период, когда страной руководил И. В. Сталин) сильно отличался от предвоенного периода. Отличие состояло в том, что он был менее репрессивным, чем в 1937 – 1938 годы, более националистическим и в своей повседневной практике не зависел в такой степени от воли Сталина. В это время последовала некоторая либерализация политики страны и реабилитация ряда жертв сталинского террора.
Отличительной особенностью этого этапа истории нашей страны является то, что вскоре по окончании Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов началась «холодная война» между СССР и странами Запада. На рубеже 40-х – 50-х годов И. В. Сталин пытался добиться снижения напряженности в отношениях с Западом, но вскоре умер. Так заканчивалась целая эпоха в жизни страны. Эпоха, когда развивалась и крепла система, которая опиралась на аппарат и на репрессивные органы.
Шестой этап (1953 – 1960 гг.). Этот период связывают с именем Н. С. Хрущева. Вскоре после смерти И. В. Сталина наметились процессы либерализации во внутренней и внешней политике СССР. В марте 1953 года на заседании Президиума ЦК КПСС Г. М. Маленков внес предложение прекратить пропаганду культа личности Сталина. Этот этап связан также с тем, что постепенно роль Л. П. Берии в государственной политике СССР была ослаблена. Его собственное влияние на формирование политического курса и подготовили почву для его устранения от власти. 26 июня 1953 года Берия был арестован.
Устранение Берии способствовало дальнейшему росту партийного аппарата в руководстве страны и укреплению позиций Н. С. Хрущева, который 13 сентября 1953 года на очередном пленуме ЦК был избран Первым секретарем ЦК КПСС.
В 1958 году Н. С. Хрущев занимает пост Председателя Совета Министров СССР, взяв в свои руки все основные рычаги власти. Это означало не только его полную победу в борьбе за власть, но и отказ от коллегиальности в руководстве, возврат к сталинской практике единоличного управления.В 1958 году Н. С. Хрущев занял пост Председателя Совета министров СССР, взяв в свои руки все основные рычаги власти. Это означало не только его полную победу в борьбе за власть, но и отказ от коллегиальности в руководстве, возврат к сталинской практике единоличного управления.
Еще одной составляющей «хрущевской» стратегии был космополитизм, размытие национальной субъектности Советского Союза и растворение национальной культуры.
Этот период интересен тем, что на ХХI съезде КПСС, который состоялся в январе 1959 года, был сделан вывод о полной и окончательной победе социализма в СССР и объявлено о начале развернутого строительства коммунизма.
Седьмой этап (1961 – 1970 гг.). Этот период в основном связывают с «холодной войной» между СССР и США. Но, кроме того, это время радикальных, новых открытий практически до 90-х годов. Это время освоения космоса.
В октябре 1961 года на ХХII съезде КПСС была принята и новая программа КПСС, которая наметила конкретные этапы построения в СССР коммунизма к 1980 году. Значимым событием политической жизни нашей страны в 1964 году явился факт отстранения Пленумом ЦК КПСС от власти Н. С. Хрущёва. Последовали попытки экономических реформ, однако вскоре, с 1965 года, началась так называемая «Эпоха застоя». Массовых репрессий в СССР больше не было, немногие недовольные (политикой КПСС или советским образом жизни) были репрессированы (без применения к ним смертной казни).
Восьмой этап (1964 – 1982 годы). Период «застоя». Логическим продолжением периода правления Н. С. Хрущева была «Брежневская эпоха». В период правления Л. И. Брежнева1 сохранены были все основные политические темы, основные символы, основные деятельностные установки хрущевской эры. Пожалуй, единственным отличием является то, что в брежневский период преследовался человек, который обладал непредсказуемым характером, своей мегаломанией и реформаторскими идеями, которые мешали руководству страны.
С середины 1960-х годов в России набирает силу социалистический патриотизм и национализм. Развиваются патриотическая литература, патриотическое искусство, но между тем усиливаются элементы разложения – коррупция, преступность, «черный рынок». В противовес плановой экономике развивалась «теневая», которая никому не была подотчетна и жила по своим собственным законам2.
Само брежневское правление можно назвать как стадию замедленного эволюционного движения от посттоталитаризма к демократии с сохранением элементов авторитарного строя. Безусловно, критическое восприятие обществом авторитаристских поползновений имело место, но оно сочеталось, как правило, с приверженностью к основным ценностям социализма, стремлением к утверждению и осуществлению их.
Девятый этап (1982 – 1991 годы). Этот период знаменателен тем, что за относительно короткий срок после смерти Л. И. Брежнева у власти находились Ю. В. Андропов1, К. У. Черненко2 и М. С. Горбачев3. Но между тем этот период часто называют временем «перестройки».
В то время, когда у власти находится Ю. В. Андропов, в стране начинаются социально-экономические преобразования. Этот период связывают с тотальной борьбой за дисциплину и антикоррупционными уголовными делами. С июня 1983 года Андропов совмещает должность Генерального секретаря партии с постом главы государства – Председателя Президиума Верховного Совета СССР. Но на высшем посту он оставался формально чуть больше года.
В 1984 году Генеральным секретарем ЦК был избран К. У. Черненко, но стремительно ухудшающееся здоровье не позволило ему осуществлять реальное управление страной. В его правление в стране не происходили какие-либо реформы. Можно сказать, что страна вернулась в период застоя. Но спустя год, в 1985 – 1986 годы, началась перестройка, начался совершенно новый этап в политической жизни нашей страны, который уже связывают с именем М. С. Горбачева.
Перестройка была попыткой изменить многое в стране. Находясь на вершине власти, М. С. Горбачёв проводил многочисленные реформы и кампании, которые в дальнейшем привели к рыночной экономике, уничтожению монопольной власти КПСС и распаду СССР. В 1986 – 1987 годы М. С. Горбачев и его сторонники взяли курс на развитие гласности и «демократизацию» всех сторон общественной жизни. Попыткам реформ сопротивлялась сама партийно-советская система – ленинско-сталинская модель социализма.
После подписания Беловежских соглашений4 25 декабря 1991 года М. С. Горбачёв сложил с себя полномочия главы государства.
В рамках данного учебно-методического пособия мы не ставим перед собой цель особо внимательно рассмотреть политическую культуру России в 90-е годы XX века. События, которые проходили в это время, показали, что не может быть сильного государства без сильного гражданского общества. Политическая трансформация, наблюдавшаяся в нашей стране в период 1991 – 1993 годов, позволила преодолеть такие очевидные недостатки советской административно-командной системы как: наличие строгой государственной цензуры; жесткого контроля во всех сферах жизни общества; закрытой системы распределения определенной части общественного богатства и др1.
Распад СССР, конечно же, имел тяжкие последствия, поскольку разрушил связи между бывшими республиками. Русские оказались разделенной нацией и лишились многих своих исконных земель, вошедших в сопредельные государства СНГ2. Все эти и другие не менее значимые проблемы перешли в XXI век.
На развитие современной политической культуры российского общества значительное влияние такие процессы как:
1. изменения основ экономической, социальной, политической и духовной жизни;
2. массовые перемещения в Россию различных групп населения из ближнего зарубежья;
3. возникновение новых межэтнических, демографических, территориальных и иных образований;
4. изменение и усложнение социальной структуры общества;
5. появление новых социальных групп;
6. рост имущественного неравенства.
Все эти и другие процессы способствовали серьезной модификации мировоззренческих, оценочных и поведенческих ориентиров людей, т. е. всех компонентов политической культуры.
Политическая культура современной России представляет собой культуру переходного типа, характеризуется наличием элементов тоталитарной культуры и демократической. Она состоит из разнородных политических ценностей, установок и стандартов политической деятельности, которые относятся к различным политическим системам. Ошибочно предполагать, что декларирование несостоятельности коммунистических ценностей и идеалов подданнической политической культуры советского типа может быстро привести к формированию политической культуры активной гражданственности. Гражданская культура имеет свой темп и динамику формирования, не совпадающие с изменениями экономического и социального характера, хотя и испытывает их влияние3. Можно сказать, что в настоящее время в России создаются условия для изменения типа политических ориентаций. Кроме этого, политическая активность граждан может формироваться на основе конфессиональных и этнических предпочтений, сильно отличающихся друг от друга, которые определяются социально-экономическим положением конкретной группы, индивида. Это говорит о гетерогенности политической культуры России.
Как показывает практика, изменения культурного кода политического поведения происходят очень медленно. Поэтому политические решения российской правящей элиты, рассчитанные на культуру политического участия, нередко наталкиваются на реально доминирующую подданническую политическую культуру населения. Все это приводит к политическим кризисам и конфликтам.
Политическую культуру современной России называют фрагментарной, так как она не представляет собой единого целого, а лишь соединяет элементы разнородных субкультур. Она отражает ситуацию раскола в обществе, состояние переходности.
Различные группы общества вырабатывают разные модели культурного развития. Обозначим четыре основных типа: первый тип связан с природно-географическими условиями; второй – с языковыми и этническими особенностями; третий – с социально-экономической субкультурой; четвертый – с религиозной субкультурой.
Современной политической культуре России свойственна низкая степень доверия населения к государственным институтам власти, игнорирование законных способов разрешения конфликтов.
Если попытаться, исходя из общих характеристик политиче¬ской культуры, рассмотреть политическую культуру современной России, то бросается в глаза ее многослойность. Здесь можно выделить следующие три основных элемента. К первому элементу можно отнести традиционно российский, который включает в себя: этатизм, анархизм, коллективизм (соборность, солидарность), авторитаризм, догматизм, нигилизм, мессианство, персонификацию. Ко второму элементу относится советский, который состоит из: идеализма, вождизма, уравнительства. Третий слой – постсоветский, состоящий из: индивидуализма, ориентации на успех, кон¬куренции, рынка, прав и свобод человека1.
Российская политическая культура соединяет в себе как будто несоединимые типы: в ней присутствует фрагментированность и в то же время элементы трех других типов (гомогенный, доиндустриальный, тоталитарный). Все это ведет к тому, что политическая ситуация в России остается неустойчивой.
Кроме того, изучая вопрос об особенностях политической культуры современного российского общества, нельзя не учесть следующие обстоятельства: во-первых, отсутствие устойчивой традиции участия основной массы населения в политической жизни страны; во-вторых, политическая инфантильность значительной части населения и доверчивость; в-третьих, беззаконие и произвол властей в центре и на местах при проведении политических акций; в-четвертых, слабость политических партий и движений и др.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что политическая культура современного российского общества находится в состоянии своего становления, испытывая серьезное воздействие со стороны как геополитических и исторических факторов, так и радикальных преобразований, которые происходят в настоящее время в обществе. А длительный и достаточно сложный исторический путь развития России позволяет гово-рить об особом генотипе российской политической культуры.
4. Раскройте содержание понятия «политическая социализация».
Политическая социализация – это процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентации, освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества. В результате процесса политической социализации индивиды и группы приобщаются к определенной политической культуре, что, в свою очередь, способствует обеспечению и поддержанию стабильности политической системы. Содержанием политической социализации является приобщение человека к нормам и традициям определенной политической системы, формирование навыков политического участия, информирование о целях и методах проводимой политики.
Политическая социализация выполняет ряд важнейших функций: 1) определяет политические цели и ценности, к которым стремится и которые хочет постичь индивид через политическое участие; 2) формирует представления о приемлемых способах политического поведения, об уместности тех или иных действий в конкретной ситуации; 3) определяет отношение индивида к окружающей среде и политической системе; 4) вырабатывает определенное отношение к политической символике; 5) формирует способности к познанию окружающего мира; 6) формирует убеждения и отношения, являющиеся “кодом” политической жизни.
Выделяются различные типы политической социализации: прямая и косвенная (первичная и вторичная). Прямая социализация -это непосредственное приобретение политических знаний и установок. Косвенная социализация – это своего рода “проекция” черт характера, раннего детского опыта, непосредственного окружения личности на формируемые политические установки. Так, например, установки ребенка по отношению к отцу, формирующиеся в ранние периоды жизни, могут быть в дальнейшем трансформированы в отношение к политическим объектам (президенту, парламенту, суду, партии и т.п.).
Изучение особенностей политического мышления у детей позволило выделить неравномерность политического развития личности. Так, с 11 до 13 лет происходит стремительное развитие политических представлений, в период с 16 до 18 лет этот процесс заметно замедляется. Мышление 15-летних подростков отличается значительно большей степенью абстракций (используются такие понятия, как “власть”, “свобода”, “права человека”), нежели мышление 11 -летних детей (носящее сугубо персонифицированный характер). Именно в подростковый период начинают складываться представления о некоторых коллективных, надындивидуальных целях действий отдельных политических институтов. В отроческий период жизни закладываются мировоззренческие принципы личности. К наиболее распространенным чертам политического мышления относятся скептицизм, осторожность, трезвость оценок (см.: Шестопал Е.Б. Личность и политика. М., 1988. С. 124).
Сформированные в детские и юношеские годы политические предпочтения и установки являются наиболее устойчивыми. Продолжающаяся в течение всей жизни социализация не оказывает сколь-нибудь серьезного влияния на трансформацию базовых ценностей, сложившихся в ранние периоды жизни. Процесс же радикального изменения ценностей, сформировавшейся политической культуры (получивший название ресоциализации) является весьма болезненным и может сопровождаться острыми внутриличностными конфликтами и даже разрушением структуры личности.
В процессе социализации участвуют и взаимодействуют между собой несколько субъектов: социализант или, собственно тот, на кого направлен процесс социализации; агентуры социализации, или институты, ее осуществляющие (образовательные учреждения, партии, общественные организации, средства/массовой информации и т.п.); агенты социализации (социализаторы) или непосредственные “проводники” социализирующего воздействия (преподаватели, активисты общественных движений, общественные деятели, журналисты и т.п.).
В каждой политической системе процесс социализации имеет свои особенности. Так, например, в США создана разветвленная система политической социализации. Процесс социализации начинается с самых ранних лет жизни. В этот период на формирование представлений ребенка влияние оказывает семья. Именно семья знакомит ребенка с моральными, социальными, религиозными и политическими ценностями. В семье формируются первичные политические знания, реакции и предпочтения, оказывающие затем в течение всей жизни заметное влияние на мировоззрение человека. Причем, как показывают исследования, роль семьи в политической социализации индивида в США гораздо больше, нежели, скажем, в Западной Европе. Отцы оказывают на формирующиеся политические взгляды детей большее влияние, чем матери. Однако, в случае расхождения политических пристрастий родителей, дети чаще занимают позицию матери.
Целенаправленная политическая социализация американцев начинается с первых лет обучения и продолжается затем долгие годы. В начальной школе детей знакомят с самыми простыми понятиями, олицетворяющими власть, “полицейский”, “президент”, “генерал”, “начальник” и т.д. Дети знакомятся с национальной государственной символикой – гербом, флагом, гимном, получают представления о нормах общественного поведения (уважительное отношение к мнению других, выборы одноклассников в органы самоуправления и т.д.). По мере перехода к следующей ступени образования процесс социализации усложняется. Уже в средней школе учащиеся получают представления об американской конституции, правах и свободах человека, выдающихся политических лидерах и исторических деятелях. Продолжается социализация в университетах и колледжах, в которых одним из образовательных предметов является политология. Социализация на этом этапе призвана “устранить” элементы правового нигилизма и экстремизма из политического сознания. В дальнейшем учащиеся получают знания, влияющие на их политический выбор, из курсов сравнительной политологии, философии, социологии, истории. Результатом такой социализации является американизированный, патриотично настроенный гражданин, гордящийся своей историей и политической системой.
В Западной Европе проблемы политической социализации со всей остротой встали в странах, переходивших от тоталитаризма и авторитаризма к демократии. Так, в послевоенной Германии зарождающаяся демократия долгое время оставалась весьма нестабильной в силу неукорененности в массовом сознании демократических ценностей. Американские оккупационные власти, обеспокоенные возможностью реставрации авторитарного режима, предприняли беспрецедентный эксперимент по модернизации системы ценностей немцев. С этой целью была разработана специальная программа, которая предусматривала реформу среднего и высшего образования (увольнение значительной части преподавателей, переподготовку оставшихся, выпуск новых учебных пособий и т.п.), а также массовое издание литературы, пропагандирующей демократические ценности. Однако проведенные через несколько лет социологические опросы показали низкую результативность предпринятых мер по “перековке” немецкой политической культуры. Сдвиги в политической культуре западных немцев в сторону демократических ориентации обозначились лишь в конце 60-х – начале 70-х гг. Экономический кризис середины 70-х, один из наиболее тяжелых в истории ФРГ, не смог подорвать легитимность социальной и политической системы, что свидетельствовало об упрочении представлений о демократии в западногерманской политической культуре. В современной Германии продолжает действовать мощная и достаточно эффективная система политической социализации.
В Испании кризис социализации возник после падения франкистского режима. Большинство испанцев из-за своей аполитичности имели смутные представления о государственном устройстве, не интересовались политикой и даже не обсуждали политических событий, отсутствовала элементарная культура чтения газет. Семья и сверстники в силу своей аполитичности не могли выступать в качестве агентур социализации. Преодоление подобного наследия, так же, как и в Германии, оказалось сложным и длительным.
В современной России, когда в результате смены политического Режима прежняя система ценностей оказалась дискредитированной, а новые ценности не стали доминирующими в массовом сознании, перед обществом встают сложные вопросы: какие цели должна преследовать политическая социализация? Какие ценности могут стать объектом консенсуса различных социальных групп? Какие из них могут заменить дискредитированные прежние?
Другой серьезной проблемой политической социализации в России является отсутствие преемственности в передаче опыта политического участия и поведения. Старые модели политического поведения и участия, освоенные старшим поколением, зачастую не отвечают новым политическим реалиям и способны лишь дезориентировать личность. Новые модели формируются и осваиваются достаточно медленно. Именно поэтому в последние годы актуальной стала проблема политического образования: знакомство и освоение политического опыта других стран, изучение особенностей функционирования политических систем, способов воздействия на них и реализации собственных и групповых интересов, адаптации зарубежного опыта к российским традициям. Однако формирование новой политической социализации не сводится только к системе гуманитарного и политического образования. Необходимо формирование новых институтов социализации, которые бы заполнили образовавшийся вакуум после разрушения и исчезновения старых.
5. Перечислите основные этапы политической социализации личности.
Политическая социализация личности осуществляется в несколько этапов.
На первом из них – этапе политизации – у детей под влиянием оценок родителей, их отношений и реакций формируются первые представления о мире политики.
Второй этап – персонализация. В этот период восприятие власти персонифицируется. Образцами власти становятся, к примеру, фигуры президента, премьер-министра или полицейского.
На третьем этапе – этапе идеализации – важнейшим политическим фигурам приписываются определенные качества и на этой основе образуются устойчивые эмоциональные отношения к политической системе.
Четвертый этап, получивший название институционального, характеризуется переходом от персонифицированного восприятия политики к более абстрактному. На этой стадии закладываются представления об институтах власти.
6. Какие модели политической социализации Вам известны? Опишите их специфические особенности.
Существует несколько моделей политической социализации. Американский политолог P.M. Мерельман выделяет четыре таких модели.
Первая – системная – характеризуется формированием позитивного отношения к власти, правовому порядку, традиционным институтам. Важнейшими агентурами социализации являются школа и семья, а также окружение личности, ее сверстники.
Вторая модель, обозначаемая как гегемонистская, формирует молодежь, враждебно настроенную против любой социальной и политической системы, кроме “своей”. Ведущими агентурами в этой модели являются средства массовой информации.
В третьей модели, названной плюралистической, целями социализации являются формирование представлений граждан о своих политических интересах, желания участия в их реализации, высокого уровня гражданской активности. В результате граждане становятся привержены определенным политическим группам и могут их свободно менять в зависимости от результатов политики и степени реализации своих интересов. Агентурами являются школа, родители, средства массовой информации, партии и группы интересов.
Четвертая модель – конфликтная – сводится к формированию лояльности к определенной группе и готовности поддержать ее в борьбе против других групп. Агентурами социализации являются органы пропаганды и агитации, представляющие интересы группы.
Первая модель социализации в большей степени характерна для англо-американской культуры. Вторая – для стран незападной цивилизации. Третья – присуща континентально-европейской культуре. И, наконец, последняя модель характерна для закрытых (авторитарных) политических систем.
7. Назовите факторы, влияющие на процесс формирования и развития политической культуры общества.
Политическая культура активно взаимодействует с другими институтами политической системы. К основным факторам, оказывающим влияние на политическую культуру, относятся, во-первых, исторический опыт. Совокупность традиций, стереотипов, мифов, на которых базируется поведение субъекта, может как позитивно, так и негативно сказываться на формировании политической культуры. Применительно к России в качестве негативных тенденций, имеющих глубокие исторические корни, можно выделить:
• веру в харизматического лидера;
• страх перед властью (непредсказуемость власти, отсутствие правового поля);
• социально-политическую апатию («все решат без меня…»);
• высокую степень идеологизации («Москва – Третий Рим» и т.д.);
• нетерпимость, «поиск врагов»;
• уравнительство.
К позитивным основам необходимо отнести:
• стремление к высокой нравственности в политике (приоритет морали, а не права);
• использование власти в общенациональных интересах;
• патриотизм;
• самопожертвование.
Во-вторых, на политическую культуру влияет геополитический фактор. Место и роль государства на международной арене способствует выработке определенных установок.
В-третьих, экономический фактор. Как показывают результаты социологических исследований, экономическая стабильность обусловливает высокий уровень развития политической культуры.
В-четвертых, деятельность государства. Государству принадлежит определяющая роль в процессе формирования политической культуры. Именно государство определяет модели политического поведения и формирует национальные политические символы.
В-пятых, деятельность общественных структур. Развитие политической культуры зависит от активности политических партий, бизнес-структур, некоммерческих общественных организаций и движений, а также информационно-коммуникационной деятельности СМИ, которые способны формировать основные социально-культурные ценности, стереотипы политического поведения.
Кроме того, в рамках общественной деятельности необходимо учитывать активное участие церкви в повседневной политической жизни и продуцирование основных моделей политического мышления.
В-шестых, воспитательный и образовательный процессы в семье и системе учебных заведений.
8. Что означает термин «фрагментарная политическая культура»?
Один из критериев – степень согласованности во взаимодействии политических субкультур в той или иной стране. На этом основании можно выделить два типа политической культуры: интегрированную (однородную) и фрагментарную (разнородную). Фрагментарная политическая культура характеризуется:
отсутствием согласия граждан относительно политического устройства общества;
расхождениями в вопросах понимания власти, социальной разобщенностью;
отсутствием доверия между отдельными группами и лояльности к государственным структурам.
Этому типу политической культуры присущи такие черты, как высокая степень конфликтности, применение насилия, отсутствие общепризнанных эффективных процедур улаживания конфликтов, нестабильность правительств. В качестве примера такого типа политической культуры можно привести политическую культуру Италии. На ее фрагментарность оказали влияние два основных фактора: сепаратизм католической церкви в довоенное и послевоенное время, разительное отличие региональных политических субкультур северных и южных областей.