Взаимодействие системы «родитель – ребенок – педагог» в образовательном пространстве дополнительного образования
Авторы: Карамышев С.В., Соловьева Е.В., Собильская А.С.
Учреждения дополнительного образования дают возможность для реализации вариативного образования, предполагающего свободный выбор ребенком содержания, путей, форм обучения и развития через индивидуализацию и дифференциацию образования.
Дополнительное образование предлагает реальную возможность развития способностей ребенка, выбора им индивидуального образовательного пути, реализует на практике идеи свободного образования, позволяя разным категориям детей (одаренным, с ограниченными возможностями здоровья, оказавшимся в трудной жизненной ситуации) стать востребованными в обществе, что обеспечивает для каждого ребенка ситуацию выбора и успеха.
Учреждения дополнительного образования детей представляют открытую социально-педагогическую систему, готовую к укреплению и расширению взаимодействия с семьей, выработку единой педагогической позиции в воспитании детей (О.Ю.Арсентьева, М.И.Болотова, В.П.Голованов, Л.Н.Ходунова, А.И.Щетинская).
Указом Президента РФ от 01.01.2012 № 761 утверждена «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы», в которой объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей и выделен один из ключевых принципов политики в области детства – опора на социальное партнерство [2]. Особое значение в современных условиях приобретает партнерство родителей и учреждений дополнительного образования, основная миссия которых заключается в «наиболее полном обеспечении прав человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков».
Воспитательная система дополнительного образования имеет социокультурную направленность, индивидуально-личностную основу деятельности, которая формирует потребность ребёнка в творческом восприятии мира, осмысления самого себя в этом мире, в совершенствовании всех сторон человеческого «Я». Особенно важным в ситуации свободного выбора является стремление школьника обрести интеллектуальные и нравственные ценности. Содержание работы в учреждениях дополнительного образования «диктуется задачами духовно-нравственного, интеллектуального и физического развития, т.е. задачами формирования всего, что объединяется понятием «мир человека» (Козлова Н.Ю., 2010).
А.В. Парачук C.П. Сергеенко М.Е.Сидоренко определяют, что родительская общественность предлагает сегодня строить отношения семьи и дополнительного образования на уровне социального партнерства, который бы обеспечивал:
- повышение степени участия родительской и более широкой общественности в управлении образованием и школой до уровня, гарантирующего системный и постоянный общественный контроль выполнения ею социального и государственного заказов на образование;
- дифференциацию взаимоотношений семьи и школы в зависимости от потребностей, ожиданий, намерений, воспитательных и экономических возможностей характерных групп родителей и учащихся;
- изменение юридических позиций (ролей, прав и обязанностей партнеров);
- расширение возможностей выбора семьей типа, характера и уровня основного образования и дополнительных образовательных услуг для своих детей (реализации социального заказа);
- качественные изменения психолого-педагогического просвещения населения, обеспечиваемые учетом образовательных потребностей и социальных особенностей характерных групп родителей и соответствующей дифференциацией форм, методов и содержания педобуча;
- повышение качества образования и степени удовлетворенности взаимоотношениями всех основных участников образовательного процесса [1].
Педагог должен пополнить багаж их знаний об особенностях воспитания детей, но пассивно полученное знание непродуктивно. Для того чтобы знание приобрело личностный смысл, оно должно быть усвоено в активном процессе. Сформулировав данное противоречие, можно определить основную цель работы с семьями учащихся — повышение психолого-педагогической компетентности родителей. Основные задачи этой работы:
1) привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе;
2) формирование у родителей положительного отношения к учреждению дополнительного образования;
3) содействие развитию взаимопонимания между родителями и детьми, педагогами и родителями;
4) предоставление родителям информации о психолого-педагогических особенностях воспитания ребенка в семье.
Таким образом, наиболее приемлемой формой взаимодействия педагога дополнительного образования и родителя, является социальное партнерство, при котором родитель принимает непосредственное участие в образовательном процессе. На основе участив качестве общественного наблюдателя, принимает участие в разработке концепции дополнительного образования, проведения совместных проектов с участием родителей и детей. В свою очередь учреждения дополнительного образования оказывать психолого-педагогическую помощь в решении проблемных ситуаций.
В процессе взаимодействия педагог дополнительного образования и ребенок, ребенок имеет право голоса в построении образовательного процесса, поскольку система дополнительного образования не регламентирована жесткими образовательными стандартами, а предполагает альтернативное вариативное обучение, с использованием различных досуговых форм организации жизнедеятельности детей.
Таким образом, учреждения дополнительного образования позволяют создать пространство непринужденного взаимодействия между педагогом дополнительного образования, родителем и ребенком, где каждый имеет равное право голоса в диалоге.
Список используемой литературы:
- Парачук А.В., Сергеенко C.П., Сидоренко М.Е. Модель взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования [Электронный ресурс]: URL: https://kopilkaurokov.ru/prochee/prochee/modielvzaimodieistviiasiemiiuchriezhdieniiadopolnitielnoghoobrazovaniia
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы (извлечения) [Текст]//Социальная педагогика. – 2013. – № 2. – С. 5–15.