Педагог дополнительного образования и родитель: пути взаимодействия
Авторы: Карамышев С.В., Соловьева Е.В., Собильская А.С.
Проблема взаимодействия участников воспитательного процесса в педагогике разработана глубоко. Между тем образовательный процесс является целостным, обучение и воспитание следует рассматривать в неразрывном единстве. В связи с этим считаем, что подход к организации взаимодействия педагогов и родителей только как воспитателей является узким и не отвечает современным реалиям. Кроме того, исходя из субъект-субъектного подхода целесообразно учитывать и позицию обучающегося в этом процессе. Поэтому выделим три стороны взаимодействия участников педагогического процесса в учреждениях дополнительного образования: педагог дополнительного образования — обучающийся, педагог дополнительного образования — родители, родители — дети [1].
Процесс воспитания является наиболее эффективным в случае активного участия педагогов и администрации учреждения дополнительного образования в функционировании семьи как института социализации. Построение взаимодействия по принципу сотрудничества во многом зависит от деятельности педагога дополнительного образования. Педагоги дополнительного образования являются связующим звеном между образовательным учреждением и родителями, он характеризует миссию и политику учреждения дополнительного образования, основные направления деятельности, методов воспитания и обучения, применяемых по отношению к детям. В этом партнерстве между учреждением дополнительного образования и семьей родители выступают не как контролеры реализуемых действий, а как союзники и заказчики услуг, оказываемых их детям. Союз педагога дополнительного образования и родителей, позволит нацелить в едином направлении действия по воспитанию и обучению детей, будет способствовать созданию благоприятного эмоционально позитивного образовательного пространства для детей. В реализации функций педагога, взаимодействие с семьей стоит на первом месте, так как совместные действия позволяют реализовать в полной мере потребности и возможности детей, соотнести их между собой и с желаниями родителей.
При выборе форм совместной работы педагога дополнительного образования и родителей необходимо учитывать особенности различных типов семей.
«Сотрудничающие» – это родители, полностью ответственные за своего ребенка, привлекают к этому педагога и не отказываются от сотрудничества, но выбирают способы действия отличные от их собственным, они будут прислушиваться к мнению педагога. Принимают активное участие в жизнедеятельности коллектива, всегда идут на помощь. Это актив с которым сотрудничает педагог.
«Неуверенные» – это родители, способные переложить ответственность за воспитание ребенка на педагога, хотя сами обладают достаточным потенциалом для воспитания. Ответственно подходят к выполнению поручений педагога, постоянно советуются с ним по разным проблемам ребенка. Нацелены на помощь и поддержку со стороны педагога. Рекомендацией по взаимодействию с такими родителями это обращать внимание на достижения их детей, отдавая лавры первенства в воспитании таких детей родителям. Участвуют с удовольствием в показательных мероприятиях, любят получать похвалу за сделанное ими, их личный вклад.
«Агрессивные» родители, контролируют процесс воспитания ребенка как с позиции режима, так и с позиции содержания. Считают что их ребенку надо постоянно уделять внимание, обижаются, если это сделано не должным образом. Очень требовательны к ребенку. Такие родители очень часто являются инициаторами конфликтных ситуаций. Поэтому с ними надо выстраивать формальные, деловые отношения, с соблюдением ролей и субординации. Не жаловаться на ребенка показывать его успехи и достижения ребенка.
«Невключенные» – родители, полностью равнодушные к процессу получения ребенком знаний. Не считают нужным вступать в дискуссии с педагогом по поводу воспитания детей. Не являются надежными в процессе взаимодействия с педагогом. Их надо специально приглашать на мероприятия и напоминать о достижениях ребенка [2].
Работа с родителями результативна, если строится поэтапно, исходя из таких принципов, как:
– доверительность отношений;
– личностная заинтересованность родителей;
– подход к родителям не как к объектам воспитания, а как к активным субъектам процесса взаимодействия;
– утверждение их самоценности.
Список используемой литературы:
- Козлова, Н. Ю. Роль учреждений дополнительного образования детей в формировании личности школьника // Вестн. Том. гос. ун-та. – 2010. – №341. – с.56-62 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-uchrezhdeniy-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-v-formirovanii-lichnosti-shkolnika (дата обращения: 07.03.2017).
- Парачук А.В., Сергеенко C.П., Сидоренко М.Е. Модель взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования [Электронный ресурс]: URL: https://kopilkaurokov.ru/prochee/prochee/modielvzaimodieistviiasiemiiuchriezhdieniiadopolnitielnoghoobrazovaniia
Метка:дети, образование, образование детей, педагог, педагогика, Родитель, семья