Задание 1. Определите вид социальных норм, которые описаны ниже:
а) весной перед выгоном скотины в поле хозяева обходят свой двор с образом и ладаном, завершая это действо угощением пастухов. религиозные нормы
б) мусульмане хоронят умерших в саване из белого полотна. Саван завязывается у головы и ног. Покойника слегка присаживают в нишу, которая вырыта в боковой стенке могилы, причем его лицо должно быть обязательно обращено к Мекке. Если умершего кладут в гроб, то последнего накрывают черным покрывалом и несут головой вперед. Покойник в гробу тоже обязательно должен быть похоронен лицом к Мекке. Памятников на могиле мусульмане не ставят, ограничиваясь каменным надгробьем в виде круглого или четырехгранного столба (большинство арабов не ставит даже надгробий, соблюдая древнее бедуинское правило, согласно которому ≪могила должна быть сровнена с землей таким образом, чтобы, сделав семь шагов в сторону, ее нельзя было отличить от окружающей почвы≫); религиозные нормы
в) при знакомстве младшие всегда должны первыми представляться старшим. Женщина, вне зависимости от возраста, первой не представляется мужчине (правда, возможны и исключения, например, если эта женщина – студентка, а мужчина – пожилой профессор); нормы морали
г) трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях; нормы права
д) распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах, за исключением организаций торговли и общественного питания, в которых разрешена продажа алкогольной продукции в розлив, влечет наложение административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; нормы права
е) поступай днем так. чтобы твой сон был спокоен, а в молодости так, чтобы старость твоя была спокойна. нормы культуры или этические нормы
Задание 2. Древнеримские юристы говорили: ≪Обычай ведет за собой того, кто хочет, закон тащит за собой того, кто не хочет≫. Объясните, как вы понимаете это выражение.
Здесь раскрывается взаимоотношение понятий обычай и закон. Обычай – стихийно сложившийся образец поведения, совокупность неписанных правил поведения, имеющие нормальное значение для членов общества, которые абсолютное большинство исполняет добровольно. Обычай даёт направление действиям членам общества, в интересах всего общества.
Закон – нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой. Закон во многих случаях закрепляет обычаи в юридическую форму и предусматривает ответственность за их нарушения, т. е. , определяя меру ответственности нарушителям закона (“сопротивляющимся”), принуждает, “тащит сопротивляющихся” к исполнению.
Обычай (традиция) – это нравственно-этическая норма, сложившаяся годами и веками. Человек, уважающий традиции и соблюдающий их по собственной воле и с удовольствием является хранителем общечеловеческой, национальной, семейной культуры и передаёт её дальше по поколениям.
Но во все времена были люди, которые, как говорится, “выпали из гнезда” – они не чтят обычаев и считают их глупыми, надуманными, фальшивыми и часто идут не только против обычаев, . но и совершают поступки, угрожающие благополучию окружающих. Поэтому все государства регулируют отношения в социуме с помощью законов. Кто чтит обычаи (традиции) , тому и соблюдение законов не в тягость. Но закон суров по отношению к нарушителям традиций (к сожалению, часто лишь на бумаге, ибо есть много путей, обходящих закон – иначе не было бы в правительствах большинства стран бывших бандитов с большой дороги).
Задание 3. Прокомментируйте выражение Цицерона: ≪Несправедливые законы не создают право≫. Какое требование к правовым нормам оно содержит?
В своем учении о естественном праве Цицерон находился под большим влиянием соответствующих идей Платона, Аристотеля и ряда стоиков. Это влияние заметно и там, где он видит существо и смысл справедливости (и, следовательно, основной принцип естественного права) в том, что «она воздает каждому свое и сохраняет равенство между ними» .
Справедливость, согласно Цицерону, требует не вредить другим и не нарушать чужую собственность. «Первое требование справедливости, — отмечал он, — состоит в том, чтобы никто никому не вредил, если только не будет спровоцирован на это несправедливостью, а затем, чтобы все пользовались общей собственностью как общей, а частной — как своей» . С этих позиций он отвергал такие акции римских популяров, как кассация долгов, ущемление крупных землевладельцев и раздача своим приверженцам и плебсу денег и имущества, отнятых у законных владельцев.
Естественное право (высший, истинный закон) , согласно Цицерону, возникло «раньше, чем какой бы то ни было писаный закон, вернее, раньше, чем какое-либо государство вообще было основано» . Само государство (как «общий правопорядок» ) с его установлениями и законами является по своей сущности воплощением того, что по природе есть справедливость и право.
Отсюда вытекает требование, чтобы человеческие установления (политические учреждения, писаные законы и т. д. ) соответствовали справедливости и праву, ибо последние не зависят от мнения и усмотрения людей.
Право устанавливается природой, а не человеческими решениями и постановлениями. «Если бы права устанавливались повелениями народов, решениями первенствующих людей, приговорами судей, — писал Цицерон, — то существовало бы право разбойничать, право прелюбодействовать, право предъявлять подложные завещания, если бы права эти могли получать одобрение голосованием или решением толпы» . Закон, устанавливаемый людьми, не может нарушить порядок в природе и создавать право из бесправия или благо из зла, честное из позорного.
Соответствие или несоответствие человеческих законов природе (и естественному праву) выступает как критерий и мерило их справедливости или несправедливости. В качестве примера законов, противоречащих справедливости и праву, Цицерон указывал, в частности, на законы тридцати тиранов, правивших в Афинах в 404—403 гг. до н. э. , а также на римский закон 82 г. до н. э. , согласно которому одобрялись все действия Суллы как консула и проконсула и ему предоставлялись неограниченные полномочия, включая право жизни и смерти по отношению к римским гражданам. Подобные несправедливые законы, как и многие другие «пагубные постановления народов» , по словам Цицерона, «заслуживают названия закона не больше, чем решения, с общего согласия принятые разбойниками».
в истинном праве не должно быть никаких законов, которые были бы несправедливы к человеку. право должно основываться только лишь на одинаковой справедливости ко всем людям, не зависимо от их статуса, положения в обществе или от бюджета. правом должны пользоваться все люди, а не только элита.
Задание 4. Обычай кровной мести существовал в Древней Руси достаточно долго. Сначала кровная месть исполнялась любым способным на это членом рода. Затем в Русской Правде возможность отомстить за убийство была ограничена – такое право предоставлялось только ближайшему кругу родственников убитого: ≪Если убьёт свободный человек свободного, то (за него имеют право) мстить брат за брата, или сын за отца, или отец за сына, или сыновья брата и сестры; если кто не пожелает или не может мстить, то пусть получит 40 гривен за убитого…≫ Впоследствии Ярослав Мудрый запретил кровную месть и заменил ее исключительно денежной платой. Как вы думаете, почему древнерусское государство сначала ограничило, а потом и запретило обычай кровной мести?
Исторически кровная месть сложилась как непосредственная обязанность рода потерпевшего лица расправиться с преступником. Процесс феодализации Древнерусского государства, увеличение роли князя и княжеского суда внесли изменения и в применение обычая кровной мести. Появилась возможность выкупать себя при посредничестве князя. Выделяется категория лиц, которая нуждается в особой защите князя (купцы, изгои, а также служащие князя, дружинники – гридни, ябетники, мечники). Княжеский суд постепенно вытесняет общинный. Одновременно исчезает практика самовольной расправы с преступником: кровная месть, личная месть и некоторые разновидности самосуда. Можно предположить, что князь дает свою санкцию на кровную месть, и это положение впервые закрепляется первой статьей Правды Ярослава. Кровная месть по Русской Правде, таким образом, носит характер переходный от непосредственной расправы рода к наказанию, налагаемому и исполняемому государственным органом.
Задание 6. В конце прошлого века в штате Нью-Йорк суд рассматривал дело об убийстве: наследник по завещанию убил своего деда-наследодателя, чтобы скорее получить наследство. Убийство было раскрыто, а убийца приговорен к длительному сроку тюремного заключения.
При этом вопрос о наследстве не рассматривался, и получилось, что убийца автоматически вступает в права наследника. Тогда другие родственники убитого заявили, что допущена несправедливость, поскольку убийца, несмотря на то, что факт убийства установлен судом, все-таки достиг своей преступной цели. Верховный суд штата Нью-Йорк, рассмотрев жалобу, установил следующее. В штате Нью-Йорк действует закон о наследовании, в котором содержится исчерпывающий перечень обстоятельств, вследствие которых наследник по завещанию утрачивает право наследовать. Причем убийство наследником наследодателя в этом перечне не названо. Мнения судей разделились. Меньшинство решило, что убийца, хотя это и несправедливо, не утрачивает право наследовать. Большинство же заявило:
≪Мы, судьи Верховного суда штата Нью-Йорк, придерживаемся тех же представлений о справедливости, которыми руководствовался законодатель, принимая закон о наследовании. Поэтому мы уверены, что если бы он предвидел дело, с которым нам пришлось столкнуться, то дополнил бы исчерпывающий перечень – с тем, чтобы убийца своего наследодателя не мог наследовать. Следовательно, по закону убийца утратил право на вступление во владение наследством≫.
Руководствуясь какими нормами – правовыми или моральными – суд вынес данное решение? Согласны ли вы с ним? Обоснуйте свой ответ.
Суд вынес данное решение, руководствуясь моральными нормами.
Комментариев
Практическое занятие 1. Нормы права
Задание 1. Определите вид социальных норм, которые описаны ниже:
а) весной перед выгоном скотины в поле хозяева обходят свой двор с образом и ладаном, завершая это действо угощением пастухов. религиозные нормы
б) мусульмане хоронят умерших в саване из белого полотна. Саван завязывается у головы и ног. Покойника слегка присаживают в нишу, которая вырыта в боковой стенке могилы, причем его лицо должно быть обязательно обращено к Мекке. Если умершего кладут в гроб, то последнего накрывают черным покрывалом и несут головой вперед. Покойник в гробу тоже обязательно должен быть похоронен лицом к Мекке. Памятников на могиле мусульмане не ставят, ограничиваясь каменным надгробьем в виде круглого или четырехгранного столба (большинство арабов не ставит даже надгробий, соблюдая древнее бедуинское правило, согласно которому ≪могила должна быть сровнена с землей таким образом, чтобы, сделав семь шагов в сторону, ее нельзя было отличить от окружающей почвы≫); религиозные нормы
в) при знакомстве младшие всегда должны первыми представляться старшим. Женщина, вне зависимости от возраста, первой не представляется мужчине (правда, возможны и исключения, например, если эта женщина – студентка, а мужчина – пожилой профессор); нормы морали
г) трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях; нормы права
д) распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах, за исключением организаций торговли и общественного питания, в которых разрешена продажа алкогольной продукции в розлив, влечет наложение административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; нормы права
е) поступай днем так. чтобы твой сон был спокоен, а в молодости так, чтобы старость твоя была спокойна. нормы культуры или этические нормы
Задание 2. Древнеримские юристы говорили: ≪Обычай ведет за собой того, кто хочет, закон тащит за собой того, кто не хочет≫. Объясните, как вы понимаете это выражение.
Здесь раскрывается взаимоотношение понятий обычай и закон. Обычай – стихийно сложившийся образец поведения, совокупность неписанных правил поведения, имеющие нормальное значение для членов общества, которые абсолютное большинство исполняет добровольно. Обычай даёт направление действиям членам общества, в интересах всего общества.
Закон – нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой. Закон во многих случаях закрепляет обычаи в юридическую форму и предусматривает ответственность за их нарушения, т. е. , определяя меру ответственности нарушителям закона (“сопротивляющимся”), принуждает, “тащит сопротивляющихся” к исполнению.
Обычай (традиция) – это нравственно-этическая норма, сложившаяся годами и веками. Человек, уважающий традиции и соблюдающий их по собственной воле и с удовольствием является хранителем общечеловеческой, национальной, семейной культуры и передаёт её дальше по поколениям.
Но во все времена были люди, которые, как говорится, “выпали из гнезда” – они не чтят обычаев и считают их глупыми, надуманными, фальшивыми и часто идут не только против обычаев, . но и совершают поступки, угрожающие благополучию окружающих. Поэтому все государства регулируют отношения в социуме с помощью законов. Кто чтит обычаи (традиции) , тому и соблюдение законов не в тягость. Но закон суров по отношению к нарушителям традиций (к сожалению, часто лишь на бумаге, ибо есть много путей, обходящих закон – иначе не было бы в правительствах большинства стран бывших бандитов с большой дороги).
Задание 3. Прокомментируйте выражение Цицерона: ≪Несправедливые законы не создают право≫. Какое требование к правовым нормам оно содержит?
В своем учении о естественном праве Цицерон находился под большим влиянием соответствующих идей Платона, Аристотеля и ряда стоиков. Это влияние заметно и там, где он видит существо и смысл справедливости (и, следовательно, основной принцип естественного права) в том, что «она воздает каждому свое и сохраняет равенство между ними» .
Справедливость, согласно Цицерону, требует не вредить другим и не нарушать чужую собственность. «Первое требование справедливости, — отмечал он, — состоит в том, чтобы никто никому не вредил, если только не будет спровоцирован на это несправедливостью, а затем, чтобы все пользовались общей собственностью как общей, а частной — как своей» . С этих позиций он отвергал такие акции римских популяров, как кассация долгов, ущемление крупных землевладельцев и раздача своим приверженцам и плебсу денег и имущества, отнятых у законных владельцев.
Естественное право (высший, истинный закон) , согласно Цицерону, возникло «раньше, чем какой бы то ни было писаный закон, вернее, раньше, чем какое-либо государство вообще было основано» . Само государство (как «общий правопорядок» ) с его установлениями и законами является по своей сущности воплощением того, что по природе есть справедливость и право.
Отсюда вытекает требование, чтобы человеческие установления (политические учреждения, писаные законы и т. д. ) соответствовали справедливости и праву, ибо последние не зависят от мнения и усмотрения людей.
Право устанавливается природой, а не человеческими решениями и постановлениями. «Если бы права устанавливались повелениями народов, решениями первенствующих людей, приговорами судей, — писал Цицерон, — то существовало бы право разбойничать, право прелюбодействовать, право предъявлять подложные завещания, если бы права эти могли получать одобрение голосованием или решением толпы» . Закон, устанавливаемый людьми, не может нарушить порядок в природе и создавать право из бесправия или благо из зла, честное из позорного.
Соответствие или несоответствие человеческих законов природе (и естественному праву) выступает как критерий и мерило их справедливости или несправедливости. В качестве примера законов, противоречащих справедливости и праву, Цицерон указывал, в частности, на законы тридцати тиранов, правивших в Афинах в 404—403 гг. до н. э. , а также на римский закон 82 г. до н. э. , согласно которому одобрялись все действия Суллы как консула и проконсула и ему предоставлялись неограниченные полномочия, включая право жизни и смерти по отношению к римским гражданам. Подобные несправедливые законы, как и многие другие «пагубные постановления народов» , по словам Цицерона, «заслуживают названия закона не больше, чем решения, с общего согласия принятые разбойниками».
в истинном праве не должно быть никаких законов, которые были бы несправедливы к человеку. право должно основываться только лишь на одинаковой справедливости ко всем людям, не зависимо от их статуса, положения в обществе или от бюджета. правом должны пользоваться все люди, а не только элита.
Задание 4. Обычай кровной мести существовал в Древней Руси достаточно долго. Сначала кровная месть исполнялась любым способным на это членом рода. Затем в Русской Правде возможность отомстить за убийство была ограничена – такое право предоставлялось только ближайшему кругу родственников убитого: ≪Если убьёт свободный человек свободного, то (за него имеют право) мстить брат за брата, или сын за отца, или отец за сына, или сыновья брата и сестры; если кто не пожелает или не может мстить, то пусть получит 40 гривен за убитого…≫ Впоследствии Ярослав Мудрый запретил кровную месть и заменил ее исключительно денежной платой. Как вы думаете, почему древнерусское государство сначала ограничило, а потом и запретило обычай кровной мести?
Исторически кровная месть сложилась как непосредственная обязанность рода потерпевшего лица расправиться с преступником. Процесс феодализации Древнерусского государства, увеличение роли князя и княжеского суда внесли изменения и в применение обычая кровной мести. Появилась возможность выкупать себя при посредничестве князя. Выделяется категория лиц, которая нуждается в особой защите князя (купцы, изгои, а также служащие князя, дружинники – гридни, ябетники, мечники). Княжеский суд постепенно вытесняет общинный. Одновременно исчезает практика самовольной расправы с преступником: кровная месть, личная месть и некоторые разновидности самосуда. Можно предположить, что князь дает свою санкцию на кровную месть, и это положение впервые закрепляется первой статьей Правды Ярослава. Кровная месть по Русской Правде, таким образом, носит характер переходный от непосредственной расправы рода к наказанию, налагаемому и исполняемому государственным органом.
Задание 6. В конце прошлого века в штате Нью-Йорк суд рассматривал дело об убийстве: наследник по завещанию убил своего деда-наследодателя, чтобы скорее получить наследство. Убийство было раскрыто, а убийца приговорен к длительному сроку тюремного заключения.
При этом вопрос о наследстве не рассматривался, и получилось, что убийца автоматически вступает в права наследника. Тогда другие родственники убитого заявили, что допущена несправедливость, поскольку убийца, несмотря на то, что факт убийства установлен судом, все-таки достиг своей преступной цели. Верховный суд штата Нью-Йорк, рассмотрев жалобу, установил следующее. В штате Нью-Йорк действует закон о наследовании, в котором содержится исчерпывающий перечень обстоятельств, вследствие которых наследник по завещанию утрачивает право наследовать. Причем убийство наследником наследодателя в этом перечне не названо. Мнения судей разделились. Меньшинство решило, что убийца, хотя это и несправедливо, не утрачивает право наследовать. Большинство же заявило:
≪Мы, судьи Верховного суда штата Нью-Йорк, придерживаемся тех же представлений о справедливости, которыми руководствовался законодатель, принимая закон о наследовании. Поэтому мы уверены, что если бы он предвидел дело, с которым нам пришлось столкнуться, то дополнил бы исчерпывающий перечень – с тем, чтобы убийца своего наследодателя не мог наследовать. Следовательно, по закону убийца утратил право на вступление во владение наследством≫.
Руководствуясь какими нормами – правовыми или моральными – суд вынес данное решение? Согласны ли вы с ним? Обоснуйте свой ответ.
Суд вынес данное решение, руководствуясь моральными нормами.