Практическое занятие на тему. ЦИВИЛИЗАЦИИ ИРАНА И СРЕДНЕЙ АЗИИ
Занятие 1. Древний Иран.
1. Возникновение государства в Эламе в первой половине III тыс. до н.э. Расцвет и падение Элама.
Связующим звеном между Ираном и Месопотамией был Элам, где находился один из древних центров самобытной культуры Передней Азии. Раскопки, произведенные в Сузах и несколько севернее в Тепе-Муссиане, обнаружили много образцов орнаментированной керамики и других предметов материальной культуры, которые говорят о существовании здесь со времен неолита своеобразной культуры. Отдельные племена продолжали вести в горах кочевой образ жизни, но в долинах рек люди уже в глубокой древности перешли к оседлому земледелию. При раскопках первого поселения в Сузах были найдены серпы и зернотерки. Как и в других древневосточных странах, высокого развития достигли обработка камня, керамика и ткацкое дело. Металлургия в древнейшие времена развивалась медленно. Поэтому медные орудия долго сохраняют форму каменных. Несколько позднее, в археологическом слое второго поселения Суз, который расположен над слоем первого поселения и относится ко времени аккадского царя Нарамсина, появляется бронза. Обсидиан и лазурит, найденные в Сузах, указывают на доставку этих видов камня из других стран. Очевидно, эламские города вели торговлю как с Ираном, так и с Месопотамией и даже со странами, расположенными в северной части Передней Азии.
В Эламе самостоятельно возникла картинная письменность, которая впоследствии была заменена более усовершенствованной – клинописью, заимствованной у древних народов Месопотамии.
Древнейшие правители и цари Шумера и Аккада, защищая земледельческие области Двуречья от нашествий эламских племен, вели с ними непрерывную борьбу. В своих надписях они сообщают о вторжениях эламитов, а также о своих походах в страну Элам. Так, правитель Лагаша Эаннатум раздробил Эламу голову. Элам был отогнан в свою страну. Маништусу, царь Аккада, завоевал Аншан, очевидно, одну из областей Элама, и наложил на нее дань. При Шульги, царе III династии Ура, шумерийцы прочно завоевали некоторые области Элама, которыми управляли особые шумерийские чиновники. Падение III династии Ура способствовало освобождению Элама и восстановлению независимости Эламского царства.
Эламские цари, пользуясь смутами в Месопотамии, стали снова вторгаться в долину Двуречья и даже обосновались в ее южной части, в Ларсе. Вавилонскому царю Хаммурапи пришлось вести упорную борьбу с эламитами.
Только объединив значительную часть Месопотамии под своей властью, Хаммурапи смог изгнать эламитов из Шумера. Впоследствии ассирийские цари были также вынуждены вести постоянную и упорную борьбу с Эламом. В VIII веке Саргон II столкнулся с эламскими войсками, которые совместно с вавилонскими нанесли поражение ассирийцам. Крупный поход против Элама совершил Синахериб, царь Ассирии. В летописи своих походов он сообщает: 34 укрепленных города вместе с маленькими селениями в их окрестностях, которым нет числа, я осадил, завоевал, разграбил, разрушил, опустошил, предал огню, и дымом их пожарищ я покрыл широкое небо, подобно урагану. Эламский царь Кудурнахунди приказал населению Элама скрыться в крепостях, а сам покинул свою резиденцию Мадакту и отступил в дальние горные области. Синахериб пытался преследовать противника, однако потерпел неудачу. Сославшись на крайний холод и ужасную бурю, на снег и дождь, Синахериб возвратился в Ниневию. Очевидно, ассирийским войскам не удалось полностью разгромить эламитов и завоевать Элам. Возможно, что эламиты оказали сильное сопротивление и вынудили ассирийцев к отступлению.
Стремясь нанести Эламу решительный удар и укрепить влияние Ассирии в Эламе, Синахериб совершил второй поход в эту горную страну, населенную независимыми и свободолюбивыми племенами. Эта борьба Ассирии с Эламом закончилась только при Ашшурбанипале, который в 645 г. до н.э. опустошил и жестоко разграбил Элам, добившись поражения векового врага Ассирии.
Таким образом, Элам в течение ряда веков не только сопротивлялся шумерийским, вавилонским и ассирийским царям, но даже нередко переходил в наступление против государств Месопотамии. Очевидно, Элам был значительным и сильным государством, которое вынуждено было уступить лишь подавляющим военным силам наиболее могущественных ассирийских царей. Раскопки, произведенные в Эламе, обнаружили памятники древней, высокой и своеобразной эламской культуры. Эта страна, история которой восходит к III тыс. до н.э., была одним из звеньев, соединявших древнейшие народы Ирана с культурными центрами Передней Азии, совершенно так же, как Закавказье соединяло племена Средней Азии с народами, странами и культурными центрами районов Черного и Средиземного морей.
2. Борьба Мидии с Ассирией и расцвет Мидийской державы.
Начиная с IX века, в ассирийских хрониках часто упоминаются названия двух групп иранских племен – мидийцев и персов. Мидийские племена жили в северо-западной части Иранского нагорья, на юг от Каспийского моря. Крайне скудные данные ассирийских хроник и сведения Геродота позволяют все же полагать, что в VIII – VII веках до н.э. мидийские племена находились на стадии разложения родового строя. Основными отраслями хозяйства были земледелие и скотоводство, вместе с которыми начинает развиваться ремесло.
Мидийцы знакомы были с обработкой меди, бронзы, золота и электрона (сплав золота и серебра). Ассирийские цари в своих надписях сообщают о походах на мидийцев и захвате большого количества индийских ремесленников, которых превращали в рабов. Мидийцы в древности славились своим коневодством, причем очень рано они стали применять колесницу с дисковыми колесами.
У мидийцев появляется и начинает приобретать все большее значение рабство. Более быстрое развитие мидийцев в сравнении с другими Иранскими племенами объясняется тем, что они близко соприкасались с Ассирией и Эламом, и тем, что через Индию шла большая торговая дорога из Месопотамии через Загрос и далее на восток.
Политическая история Мидии в известной мере восстанавливается по полулегендарным сообщениям Геродота и ассирийским источникам. Из рассказа Геродота следует, что в конце VIII века до н.э. некий Дейока объединяет под своей властью мидийские племена и создает Мидийское царство. В некоторой мере эта версия Геродота подтверждается ассирийскими хрониками, которые упоминают некоего Даяку, вождя одного из мидийских племен, и его город Бит-Даяку. В течение VIII – VII веков
Мидия подвергалась частым вторжениям ассирийцев и находилась в большей или меньшей от них зависимости. В связи с ослаблением в конце VII века до н.э. Ассирии мидийцы предприняли ряд походов против этого государства. Так, в 625 году до н.э. индийский царь Фраорт, окончательно объединивший мидийские племена в одно государство, предпринял поход против Ассирии, закончившийся поражением мидийцев и смертью Фраорта в связи с тем, что Ассирии оказали помощь неожиданно нагрянувшие скифские племена.
Сын Фраорта Киаксар (625 – 585 гг. до н.э.), отразив нападение скифов, произвел реорганизацию мидийской армии. Мидийское ополчение, действовавшее в бою без всякой системы, организуется по родам оружия (копейщики, лучники, пращники и т. д.), при этом каждый род оружия получает свое определенное место в боевом порядке. Заключив союз с вавилонским царем Набопаласаром, Киаксар предпринял поход против своего главного противника – Ассирии. В 612 – 605 годах до н.э. объединенные силы мидийцев и вавилонян нанесли сокрушительный удар Ассирии. Разрушение столицы Ассирии Ниневии знаменовало окончательную гибель Ассирийского государства. Затем Киаксар захватывает Персию, Урарту, Каппадокию. Дальнейшее наступление мидян на запад встретило в Малой Азии решительное сопротивление со стороны царей могущественного Лидийского государства, занимавшего значительную часть Малой Азии на запад от реки Галиса. 28 мая 585 года до н.э. между мидийскими и лидийскими войсками произошло сражение, которое не было закончено благодаря наступившему солнечному затмению, предсказанному, как сообщают греческие писатели, знаменитым философом Фалесом. Военные действия были прекращены. Киаксар заключил мир с лидийским царем Алиаттом. Река Галис была признана границей двух царств.
Преемник Киаксара Астиаг (585 – 550 годы до н. э.) продолжал расширение Мидийского царства. Лишенный возможности захватить Малую Азию, он направил свои военные силы на завоевание Двуречья и областей северной Сирии. Время правления Астиага является временем высшего расцвета Мидийского царства, в состав которого входила тогда огромная территория от центральных областей Иранского нагорья на востоке до реки Галиса и северных областей Сирии на западе и Персидского залива, на юге.
3. Возвышение Персидского царства в середине VI в. до н.э. Завоевательная политика Кира II.
Дальнейший рост Мидийского государства был приостановлен выступлением персидских племен. В ассирийских хрониках персы упоминаются, как было указано выше, еще в IX веке до н.э. Персидские племена этнически близки мидийцам. По-видимому, после разгрома Элама ассирийцами эти племена с севера продвинулись в горные районы, примыкавшие к Персидскому заливу. Они стояли примерно на том же уровне развития, что и мидийцы. В 558 году до н.э. персидские племена объединяются под руководством Кира II (вождь персидских племен, Кир I, упоминается в хрониках Ашшурбанипала), который организует их для борьбы с мидийцами. Таким образом, Кир сделался основателем нового царства, появление которого стало поворотным пунктом в истории стран древнего Востока. В 553 году до н.э. войска Кира двинулись в Мидию. Борьба продолжалась три года и завершилась в 550 году до н.э. победой Кира. Большую роль в поражении мидян сыграла измена мидийской аристократии в армии Астиага; предатели выдали Киру даже самого царя. Победив Астиага, Кир захватил его столицу Экбатаны, при этом, как сообщает хроника Набонида, серебро, золото, всякого рода сокровища Экбатаны были разграблены и унесены. Мидия перестала существовать как самостоятельное государство, она была включена в состав вновь образовавшейся Персидской державы. Победа Кира способствовала быстрейшему отмиранию остатков первобытно-общинных отношений среди персидских племен. Усиливается классовое расслоение. Завоевание повело к более широкому развитию рабства. Во главе нового государства встал царь, которому подчинились все племена Ирана.
В целях захвата новой добычи персидская аристократия и Кир стремятся расширить пределы Персидского государства. В результате начатых при Кире войн экономически отсталый, населенный по преимуществу скотоводческими племенами, Иран подчиняет себе более развитые древневосточные государства, так как последние в конце VII и начале VI века до н.э. были ослаблены острой внешнеполитической и внутренней социальной борьбой. Кроме того, торгово-ремесленные и ростовщические круги Вавилонии, Ассирии, Финикии и других стран были заинтересованы в объединении Переднего Востока в единое государство с сильной властью в целях подавления социальных движений, укрепления хозяйства и развития международной торговли. Большое значение имела проведенная Киром реорганизация армии, были созданы регулярные кавалерийские части, которые стали основной ударной силой персидских войск. Войска Кира быстро захватывают Армению и Каппадокию, а в 546 году до н.э. разрушают Лидийское царство и захватывают несметные богатства лидийского царя Креза (это имя стало нарицательным для очень богатого человека), которые хранились в столице Лидии Сардах. Вскоре Кир покорил почти всю Малую Азию, включая греческие города на побережье Эгейского моря. Все покоренные города должны были платить дань.
Охватив Месопотамию покоренными им странами с востока, севера и запада, блокируя все торговые пути, Кир мог поставить себе задачу покорения Халдейского Вавилона, своего основного противника. Эта задача была решена без особых осложнений. Вавилонская знать, жречество и торгово-ростовщические круги открыли ворота войскам Кира: они рассчитывали, что с помощью Кира смогут шире развернуть торговые и финансовые операции в новой обширной державе. Вступив в 538 году до н.э. в Вавилон, Кир уничтожил последних представителей царствующего дома и объявил себя царем Вавилонии. При этом Кир обнародовал манифест, текст которого сохранился до наших дней. В этом манифесте Кир обещал сохранить старые порядки в Вавилоне, почитать его богов и содействовать развитию города.
Вслед за завоеванием Вавилонии на очереди стал Египет, покорение которого сделало бы Кира господином всей Передней Азии. Но прежде чем начать большой поход в Египет, Кир отправился на северо-восток, желая закрепить политическое преобладание Персии в этом районе. Племена саков и массагетов, кочевавшие в среднеазиатских степях, героически сопротивлялись попыткам Кира покорить их. В одном из сражений с ними, в 529 году, Кир был убит.
Кира сменил на персидском престоле его сын Камбиз. Осуществляя захватнические тенденции персидской аристократии, совпадавшие с интересами торговых и ростовщических кругов уже покоренных персами стран, Камбиз в своих замыслах шел еще дальше Кира – он намеревался распространить свою власть на большую часть Средиземноморья вплоть до Карфагена. О походе Камбиза против Египта нам сообщают греческие и египетские источники. В 525 году до н.э., собрав большую сухопутную армию и флот, предоставленный ему финикийцами, киприотами и самосцами, Камбиз нанес решительное поражение египтянам у Пелузия. Захватив Египет и жестоко подавив все попытки египтян отстоять свою свободу, Камбиз предпринял ряд походов с целью завоевать Карфаген и находившееся на юге Нубии Эфиопское государство, о богатстве которого распространялись всевозможные легенды. Однако все эти походы закончились неудачно. Во время одного из походов в Египте вспыхнуло восстание против персидского господства. Камбиз жестоко расправился с восставшими, при этом погиб и последний египетский фараон XXVI династии Псаметих III. Огромное государство, образовавшееся в результате завоеваний Кира и Камбиза, было временным и непрочным военно-административным объединением, так как входившие в него племена и народности жили своей обособленной жизнью и не имели ни прочных экономических связей, ни общего языка.
4. Реформы и походы Дария I.
Организация Персидского государства при Ахеменидах Непрерывные войны, требовавшие исключительного напряжения всех сил страны, вызвали недовольство широких масс как в Иране, так и в покоренных странах. Этим недовольством воспользовалась часть знати и жречества, враждебная централизаторской тенденции царской власти. В то время как Камбиз предпринимал свои походы из Египта на юг и запад, в Мидии вспыхнуло восстание многих иранских племен, которое охватило затем все захваченные персами территории и едва не привело к полному крушению государство Кира и Камбиза. Восстание было организовано мидийскими жрецами – магами – и родовой знатью. Во главе восстания стал маг Гаумата, который объявил себя царевичем Бардией, братом Камбиза. В действительности же Камбиз, отправляясь в поход на Египет, приказал убить своего младшего брата Бардию, так как опасался, что Бардия без него может захватить власть. По-видимому, основная цель восстания заключалась в том, чтобы передать власть в новой державе мидийцам и ослабить силу и значение персов.
Камбиз, получив известие о восстании, отправился в Мидию с намерением быстро расправиться с восставшими, но в пути в 523 году до н.э. умер. Обстоятельства его смерти остались неясными.
Задачу подавления восстания взял на себя один из членов царского рода Ахеменидов Дарий I Гистасп (521 – 486 гг. до н.э.). Разгромив в Мидии магов и казнив самозванца Гаумату-Бардию, Дарий принужден был затем вести упорную борьбу с вспыхнувшими почти во всех областях разноплеменной и разноязычной державы сепаратистскими и освободительными движениями. Так, в 522 году до н.э. в Маргиане (район долины Мургаб в Туркмении) развернулось огромное народное восстание против персидского господства, в котором, по-видимому, приняло участие все местное население. По приказу Дария восстание было подавлено с величайшей жестокостью, так как ввиду его общенародного характера оно представлялось персам более опасным, чем сепаратистские мятежи. Обо всех этих событиях Дарий повествует в своей знаменитой надписи, высеченной на Бехистунской скале.
Жестоко подавив сепаратистские движения и народные восстания, Дарий приступил к проведению ряда крупных реформ, которые должны были обеспечить прочность государства, в корне пресечь сепаратистские тенденции и способствовать развитию земледелия, ремесел и торговли.
Все свое государство Дарий разделил на ряд областей – сатрапий, число которых в разных источниках определяется не одинаково (20 и более). Земля считалась собственностью царя, но она находилась во владении общин, которые ее обрабатывали. Территория сатрапии создавалась на базе определенной, этнически и исторически сложившейся области. Во главе каждой сатрапии стоял наместник – сатрап, назначавшийся царем и ему подчинявшийся. Сатрапу принадлежала вся административная и судебная власть. Однако наряду с сатрапами во многих областях сохранились и местные правители, подчинявшиеся сатрапу, но располагавшие достаточной властью во всех внутренних делах. Дарий, как правило, сохранял во всех сатрапиях исторически установившиеся местные формы администрации, судебной практики, культа, не желая возбуждать недовольства населения изменением его обычаев. Помимо сатрапа, в каждую сатрапию назначался начальник местных гарнизонов, независимый от сатрапа и подчиненный центральным властям. Это делалось, с одной стороны, с целью усиления контроля за должностными лицами, которые обязаны были доносить о деятельности друг друга, с другой стороны, с целью предупредить сепаратистские тенденции как областей, так и отдельных честолюбивых сатрапов и военачальников. Кроме того, Дарием была организована широкая сеть шпионов и доносчиков, следивших за деятельностью сатрапов и военачальников.
Все сатрапии были обложены ежегодной денежной или натуральной податью или тем и другим вместе. Ежегодный доход Дария от податей составлял около 14 560 талантов. Один Египет поставлял хлеба для прокормления 120 тысяч персидских воинов.
Для развития торговли и связей между сатрапиями, а также в военно-стратегических целях было предпринято строительство ряда крупных дорог. Наиболее важной из них была так называемая царская дорога от г. Эфеса, через Евфрат и Тигр, к столице Персии Сузам общей протяженностью около 2400 км. Другая крупная дорога шла от Вавилона на восток к Индии. Дороги прекрасно содержались и охранялись. Через каждые 20 км были устроены почтовые станции с гостиницами для проезжих. Найдена также запись Дария, в которой он сообщает о работах по восстановлению некогда построенного египетской царицей Хатшепсут канала, соединявшего Средиземное море с Красным.
Большое значение имела монетная реформа Дария, назначением которой было ликвидировать разнообразие валюты и способствовать упорядочению экономической жизни Персидской державы. Была введена единая золотая монета, получившая название дарик. Золотую монету мог чеканить только царь. Сатрапам разрешалось чеканить серебряную и медную монету, причем последнюю могли чеканить и местные правители.
Централизаторская политика Дария особенно ярко проявилась в военной реформе. Он лично устанавливал количество войск в каждой сатрапии и каждом гарнизоне, более того, царь сам устанавливал число каждого рода войск (пращники, лучники, кавалеристы и т.д.) в каждом гарнизоне.
Как правило, персы в армии и в гарнизонах составляли только ядро, а основная масса воинов комплектовалась из представителей различных племен и народностей. Вообще во всем огромном государстве Дария господствующее положение занимали персы. Персидские племена, основным занятием которых, помимо несения военной службы, являлось земледелие и скотоводство, были освобождены от всяких податей и натуральных повинностей, о чем свидетельствует надпись, открытая в 1930 году в Сузах.
Военные и административные реформы Дария I, наличие ряда крупных экономических центров способствовали развитию внутренней, внешней и транзитной торговли, центрами которой были крупнейшие города Востока и особенно Вавилон. В городах создавались объединения финансистов-ростовщиков, бравшие на откуп взимание податей с целых сатрапий и наживавших огромные состояния на узаконенном (в форме откупа) грабеже местного населения. Ростовщические конторы субсидировали за большие проценты представителей правящих кругов и даже целые области Персидской державы. Торгово-ростовщические круги, получавшие неслыханные прибыли от откупов и торговли, всячески поддерживали Дария I в его широких агрессивных планах и внутренних преобразованиях.
Организуя управление, Дарий продолжал расширять пределы своего государства. На западе он закрепился в Киренаике и Барке, в Северной Африке, на востоке установил границу своего государства по реке Инду, на севере захватил ряд областей Средней Азии: Хорезм, Согдиану, Бактрию и ряд других. Бактрия стала главным центром господства Персидской державы на Востоке. Управляли бактрийской сатрапией обычно родственники царей. Исследования С. П. Толстова свидетельствуют о том, что уже в VIII – VI веках до н.э. в южном Приаралье, в Хорезме, возникает рабовладельческое государство, а еще далее к югу – зависимое от него Согдийское государство; государственные образования возникают также в Бактрии и Маргиане. Огромные городища и грандиозные ирригационные сооружения хорезмийцев, открытые советскими археологами, являются немыми свидетелями былой мощи хорезмийского государства.
Основой экономики Хорезма в это время является уже ирригационное земледелие. С возвышением Персидской державы Хорезм, Согдиана, Бактрия и Маргиана вошли в ее состав. Однако зависимость Хорезма была лишь номинальной, так как хорезмийские цари в то же время входили в мощную конфедерацию кочевых сако-массагетских племен. Эта конфедерация вела успешную борьбу с персами, которые в целях утверждения своего господства в Средней Азии предприняли ряд походов против приаральских племен.
В 529 году персидский царь Кир, а в 517 году Дарий I совершили походы против саков и массагетов, закончившиеся в общем неудачно, хотя Дарий в Бехистунской надписи и говорит о захвате в плен царя саков.
Кроме того, Дарий совершил поход на Кавказ, а также против скифов Северного Причерноморья, предпринятый в 513 году и имевший, по-видимому, целью проложить новый путь к среднеазиатским владениям Дария, а вместе с тем подготовить возможность нанесения удара по массагетским племенам с запада. Но этот поход Дария окончился полным провалом.
Свободолюбивые скифские племена, применив тактику партизанской войны, используя подвижные конные отряды, завлекли армию Дария в необжитые степи, уничтожая все по пути продвижения персидской армии. Отчаявшись встретиться со скифами в открытом бою, потеряв значительную часть своих войск от болезней, недостатка продовольствия, а также стычек с отрядами скифов, Дарий вынужден был, ничего не добившись, вернуться в Малую Азию. Однако ему затем удалось завоевать Фракию, Македонию и ряд островов Эгейского моря.
В начале V века до н.э. персы попытались подчинить себе материковую Грецию. Однако небольшие греческие государства оказали агрессорам стойкое сопротивление и, нанеся им ряд сокрушительных ударов, отстояли свою независимость. В 490 году до н.э. греки нанесли жестокое поражение высадившимся у Марафона персам. Еще через 10 лет, в 480 году до н.э., преемник Дария I, его сын Ксеркс (486 – 465 гг. до н.э.), двинувший на Грецию огромную армию, был разбит в морской битве у острова Саламина, а в следующем, 479 году до н.э., – в сухопутной битве у города Платеи.
Комментариев
Практическое занятие на тему. ЦИВИЛИЗАЦИИ ИРАНА И СРЕДНЕЙ АЗИИ
Занятие 1. Древний Иран.
1. Возникновение государства в Эламе в первой половине III тыс. до н.э. Расцвет и падение Элама.
Связующим звеном между Ираном и Месопотамией был Элам, где находился один из древних центров самобытной культуры Передней Азии. Раскопки, произведенные в Сузах и несколько севернее в Тепе-Муссиане, обнаружили много образцов орнаментированной керамики и других предметов материальной культуры, которые говорят о существовании здесь со времен неолита своеобразной культуры. Отдельные племена продолжали вести в горах кочевой образ жизни, но в долинах рек люди уже в глубокой древности перешли к оседлому земледелию. При раскопках первого поселения в Сузах были найдены серпы и зернотерки. Как и в других древневосточных странах, высокого развития достигли обработка камня, керамика и ткацкое дело. Металлургия в древнейшие времена развивалась медленно. Поэтому медные орудия долго сохраняют форму каменных. Несколько позднее, в археологическом слое второго поселения Суз, который расположен над слоем первого поселения и относится ко времени аккадского царя Нарамсина, появляется бронза. Обсидиан и лазурит, найденные в Сузах, указывают на доставку этих видов камня из других стран. Очевидно, эламские города вели торговлю как с Ираном, так и с Месопотамией и даже со странами, расположенными в северной части Передней Азии.
В Эламе самостоятельно возникла картинная письменность, которая впоследствии была заменена более усовершенствованной – клинописью, заимствованной у древних народов Месопотамии.
Древнейшие правители и цари Шумера и Аккада, защищая земледельческие области Двуречья от нашествий эламских племен, вели с ними непрерывную борьбу. В своих надписях они сообщают о вторжениях эламитов, а также о своих походах в страну Элам. Так, правитель Лагаша Эаннатум раздробил Эламу голову. Элам был отогнан в свою страну. Маништусу, царь Аккада, завоевал Аншан, очевидно, одну из областей Элама, и наложил на нее дань. При Шульги, царе III династии Ура, шумерийцы прочно завоевали некоторые области Элама, которыми управляли особые шумерийские чиновники. Падение III династии Ура способствовало освобождению Элама и восстановлению независимости Эламского царства.
Эламские цари, пользуясь смутами в Месопотамии, стали снова вторгаться в долину Двуречья и даже обосновались в ее южной части, в Ларсе. Вавилонскому царю Хаммурапи пришлось вести упорную борьбу с эламитами.
Только объединив значительную часть Месопотамии под своей властью, Хаммурапи смог изгнать эламитов из Шумера. Впоследствии ассирийские цари были также вынуждены вести постоянную и упорную борьбу с Эламом. В VIII веке Саргон II столкнулся с эламскими войсками, которые совместно с вавилонскими нанесли поражение ассирийцам. Крупный поход против Элама совершил Синахериб, царь Ассирии. В летописи своих походов он сообщает: 34 укрепленных города вместе с маленькими селениями в их окрестностях, которым нет числа, я осадил, завоевал, разграбил, разрушил, опустошил, предал огню, и дымом их пожарищ я покрыл широкое небо, подобно урагану. Эламский царь Кудурнахунди приказал населению Элама скрыться в крепостях, а сам покинул свою резиденцию Мадакту и отступил в дальние горные области. Синахериб пытался преследовать противника, однако потерпел неудачу. Сославшись на крайний холод и ужасную бурю, на снег и дождь, Синахериб возвратился в Ниневию. Очевидно, ассирийским войскам не удалось полностью разгромить эламитов и завоевать Элам. Возможно, что эламиты оказали сильное сопротивление и вынудили ассирийцев к отступлению.
Стремясь нанести Эламу решительный удар и укрепить влияние Ассирии в Эламе, Синахериб совершил второй поход в эту горную страну, населенную независимыми и свободолюбивыми племенами. Эта борьба Ассирии с Эламом закончилась только при Ашшурбанипале, который в 645 г. до н.э. опустошил и жестоко разграбил Элам, добившись поражения векового врага Ассирии.
Таким образом, Элам в течение ряда веков не только сопротивлялся шумерийским, вавилонским и ассирийским царям, но даже нередко переходил в наступление против государств Месопотамии. Очевидно, Элам был значительным и сильным государством, которое вынуждено было уступить лишь подавляющим военным силам наиболее могущественных ассирийских царей. Раскопки, произведенные в Эламе, обнаружили памятники древней, высокой и своеобразной эламской культуры. Эта страна, история которой восходит к III тыс. до н.э., была одним из звеньев, соединявших древнейшие народы Ирана с культурными центрами Передней Азии, совершенно так же, как Закавказье соединяло племена Средней Азии с народами, странами и культурными центрами районов Черного и Средиземного морей.
2. Борьба Мидии с Ассирией и расцвет Мидийской державы.
Начиная с IX века, в ассирийских хрониках часто упоминаются названия двух групп иранских племен – мидийцев и персов. Мидийские племена жили в северо-западной части Иранского нагорья, на юг от Каспийского моря. Крайне скудные данные ассирийских хроник и сведения Геродота позволяют все же полагать, что в VIII – VII веках до н.э. мидийские племена находились на стадии разложения родового строя. Основными отраслями хозяйства были земледелие и скотоводство, вместе с которыми начинает развиваться ремесло.
Мидийцы знакомы были с обработкой меди, бронзы, золота и электрона (сплав золота и серебра). Ассирийские цари в своих надписях сообщают о походах на мидийцев и захвате большого количества индийских ремесленников, которых превращали в рабов. Мидийцы в древности славились своим коневодством, причем очень рано они стали применять колесницу с дисковыми колесами.
У мидийцев появляется и начинает приобретать все большее значение рабство. Более быстрое развитие мидийцев в сравнении с другими Иранскими племенами объясняется тем, что они близко соприкасались с Ассирией и Эламом, и тем, что через Индию шла большая торговая дорога из Месопотамии через Загрос и далее на восток.
Политическая история Мидии в известной мере восстанавливается по полулегендарным сообщениям Геродота и ассирийским источникам. Из рассказа Геродота следует, что в конце VIII века до н.э. некий Дейока объединяет под своей властью мидийские племена и создает Мидийское царство. В некоторой мере эта версия Геродота подтверждается ассирийскими хрониками, которые упоминают некоего Даяку, вождя одного из мидийских племен, и его город Бит-Даяку. В течение VIII – VII веков
Мидия подвергалась частым вторжениям ассирийцев и находилась в большей или меньшей от них зависимости. В связи с ослаблением в конце VII века до н.э. Ассирии мидийцы предприняли ряд походов против этого государства. Так, в 625 году до н.э. индийский царь Фраорт, окончательно объединивший мидийские племена в одно государство, предпринял поход против Ассирии, закончившийся поражением мидийцев и смертью Фраорта в связи с тем, что Ассирии оказали помощь неожиданно нагрянувшие скифские племена.
Сын Фраорта Киаксар (625 – 585 гг. до н.э.), отразив нападение скифов, произвел реорганизацию мидийской армии. Мидийское ополчение, действовавшее в бою без всякой системы, организуется по родам оружия (копейщики, лучники, пращники и т. д.), при этом каждый род оружия получает свое определенное место в боевом порядке. Заключив союз с вавилонским царем Набопаласаром, Киаксар предпринял поход против своего главного противника – Ассирии. В 612 – 605 годах до н.э. объединенные силы мидийцев и вавилонян нанесли сокрушительный удар Ассирии. Разрушение столицы Ассирии Ниневии знаменовало окончательную гибель Ассирийского государства. Затем Киаксар захватывает Персию, Урарту, Каппадокию. Дальнейшее наступление мидян на запад встретило в Малой Азии решительное сопротивление со стороны царей могущественного Лидийского государства, занимавшего значительную часть Малой Азии на запад от реки Галиса. 28 мая 585 года до н.э. между мидийскими и лидийскими войсками произошло сражение, которое не было закончено благодаря наступившему солнечному затмению, предсказанному, как сообщают греческие писатели, знаменитым философом Фалесом. Военные действия были прекращены. Киаксар заключил мир с лидийским царем Алиаттом. Река Галис была признана границей двух царств.
Преемник Киаксара Астиаг (585 – 550 годы до н. э.) продолжал расширение Мидийского царства. Лишенный возможности захватить Малую Азию, он направил свои военные силы на завоевание Двуречья и областей северной Сирии. Время правления Астиага является временем высшего расцвета Мидийского царства, в состав которого входила тогда огромная территория от центральных областей Иранского нагорья на востоке до реки Галиса и северных областей Сирии на западе и Персидского залива, на юге.
3. Возвышение Персидского царства в середине VI в. до н.э. Завоевательная политика Кира II.
Дальнейший рост Мидийского государства был приостановлен выступлением персидских племен. В ассирийских хрониках персы упоминаются, как было указано выше, еще в IX веке до н.э. Персидские племена этнически близки мидийцам. По-видимому, после разгрома Элама ассирийцами эти племена с севера продвинулись в горные районы, примыкавшие к Персидскому заливу. Они стояли примерно на том же уровне развития, что и мидийцы. В 558 году до н.э. персидские племена объединяются под руководством Кира II (вождь персидских племен, Кир I, упоминается в хрониках Ашшурбанипала), который организует их для борьбы с мидийцами. Таким образом, Кир сделался основателем нового царства, появление которого стало поворотным пунктом в истории стран древнего Востока. В 553 году до н.э. войска Кира двинулись в Мидию. Борьба продолжалась три года и завершилась в 550 году до н.э. победой Кира. Большую роль в поражении мидян сыграла измена мидийской аристократии в армии Астиага; предатели выдали Киру даже самого царя. Победив Астиага, Кир захватил его столицу Экбатаны, при этом, как сообщает хроника Набонида, серебро, золото, всякого рода сокровища Экбатаны были разграблены и унесены. Мидия перестала существовать как самостоятельное государство, она была включена в состав вновь образовавшейся Персидской державы. Победа Кира способствовала быстрейшему отмиранию остатков первобытно-общинных отношений среди персидских племен. Усиливается классовое расслоение. Завоевание повело к более широкому развитию рабства. Во главе нового государства встал царь, которому подчинились все племена Ирана.
В целях захвата новой добычи персидская аристократия и Кир стремятся расширить пределы Персидского государства. В результате начатых при Кире войн экономически отсталый, населенный по преимуществу скотоводческими племенами, Иран подчиняет себе более развитые древневосточные государства, так как последние в конце VII и начале VI века до н.э. были ослаблены острой внешнеполитической и внутренней социальной борьбой. Кроме того, торгово-ремесленные и ростовщические круги Вавилонии, Ассирии, Финикии и других стран были заинтересованы в объединении Переднего Востока в единое государство с сильной властью в целях подавления социальных движений, укрепления хозяйства и развития международной торговли. Большое значение имела проведенная Киром реорганизация армии, были созданы регулярные кавалерийские части, которые стали основной ударной силой персидских войск. Войска Кира быстро захватывают Армению и Каппадокию, а в 546 году до н.э. разрушают Лидийское царство и захватывают несметные богатства лидийского царя Креза (это имя стало нарицательным для очень богатого человека), которые хранились в столице Лидии Сардах. Вскоре Кир покорил почти всю Малую Азию, включая греческие города на побережье Эгейского моря. Все покоренные города должны были платить дань.
Охватив Месопотамию покоренными им странами с востока, севера и запада, блокируя все торговые пути, Кир мог поставить себе задачу покорения Халдейского Вавилона, своего основного противника. Эта задача была решена без особых осложнений. Вавилонская знать, жречество и торгово-ростовщические круги открыли ворота войскам Кира: они рассчитывали, что с помощью Кира смогут шире развернуть торговые и финансовые операции в новой обширной державе. Вступив в 538 году до н.э. в Вавилон, Кир уничтожил последних представителей царствующего дома и объявил себя царем Вавилонии. При этом Кир обнародовал манифест, текст которого сохранился до наших дней. В этом манифесте Кир обещал сохранить старые порядки в Вавилоне, почитать его богов и содействовать развитию города.
Вслед за завоеванием Вавилонии на очереди стал Египет, покорение которого сделало бы Кира господином всей Передней Азии. Но прежде чем начать большой поход в Египет, Кир отправился на северо-восток, желая закрепить политическое преобладание Персии в этом районе. Племена саков и массагетов, кочевавшие в среднеазиатских степях, героически сопротивлялись попыткам Кира покорить их. В одном из сражений с ними, в 529 году, Кир был убит.
Кира сменил на персидском престоле его сын Камбиз. Осуществляя захватнические тенденции персидской аристократии, совпадавшие с интересами торговых и ростовщических кругов уже покоренных персами стран, Камбиз в своих замыслах шел еще дальше Кира – он намеревался распространить свою власть на большую часть Средиземноморья вплоть до Карфагена. О походе Камбиза против Египта нам сообщают греческие и египетские источники. В 525 году до н.э., собрав большую сухопутную армию и флот, предоставленный ему финикийцами, киприотами и самосцами, Камбиз нанес решительное поражение египтянам у Пелузия. Захватив Египет и жестоко подавив все попытки египтян отстоять свою свободу, Камбиз предпринял ряд походов с целью завоевать Карфаген и находившееся на юге Нубии Эфиопское государство, о богатстве которого распространялись всевозможные легенды. Однако все эти походы закончились неудачно. Во время одного из походов в Египте вспыхнуло восстание против персидского господства. Камбиз жестоко расправился с восставшими, при этом погиб и последний египетский фараон XXVI династии Псаметих III. Огромное государство, образовавшееся в результате завоеваний Кира и Камбиза, было временным и непрочным военно-административным объединением, так как входившие в него племена и народности жили своей обособленной жизнью и не имели ни прочных экономических связей, ни общего языка.
4. Реформы и походы Дария I.
Организация Персидского государства при Ахеменидах Непрерывные войны, требовавшие исключительного напряжения всех сил страны, вызвали недовольство широких масс как в Иране, так и в покоренных странах. Этим недовольством воспользовалась часть знати и жречества, враждебная централизаторской тенденции царской власти. В то время как Камбиз предпринимал свои походы из Египта на юг и запад, в Мидии вспыхнуло восстание многих иранских племен, которое охватило затем все захваченные персами территории и едва не привело к полному крушению государство Кира и Камбиза. Восстание было организовано мидийскими жрецами – магами – и родовой знатью. Во главе восстания стал маг Гаумата, который объявил себя царевичем Бардией, братом Камбиза. В действительности же Камбиз, отправляясь в поход на Египет, приказал убить своего младшего брата Бардию, так как опасался, что Бардия без него может захватить власть. По-видимому, основная цель восстания заключалась в том, чтобы передать власть в новой державе мидийцам и ослабить силу и значение персов.
Камбиз, получив известие о восстании, отправился в Мидию с намерением быстро расправиться с восставшими, но в пути в 523 году до н.э. умер. Обстоятельства его смерти остались неясными.
Задачу подавления восстания взял на себя один из членов царского рода Ахеменидов Дарий I Гистасп (521 – 486 гг. до н.э.). Разгромив в Мидии магов и казнив самозванца Гаумату-Бардию, Дарий принужден был затем вести упорную борьбу с вспыхнувшими почти во всех областях разноплеменной и разноязычной державы сепаратистскими и освободительными движениями. Так, в 522 году до н.э. в Маргиане (район долины Мургаб в Туркмении) развернулось огромное народное восстание против персидского господства, в котором, по-видимому, приняло участие все местное население. По приказу Дария восстание было подавлено с величайшей жестокостью, так как ввиду его общенародного характера оно представлялось персам более опасным, чем сепаратистские мятежи. Обо всех этих событиях Дарий повествует в своей знаменитой надписи, высеченной на Бехистунской скале.
Жестоко подавив сепаратистские движения и народные восстания, Дарий приступил к проведению ряда крупных реформ, которые должны были обеспечить прочность государства, в корне пресечь сепаратистские тенденции и способствовать развитию земледелия, ремесел и торговли.
Все свое государство Дарий разделил на ряд областей – сатрапий, число которых в разных источниках определяется не одинаково (20 и более). Земля считалась собственностью царя, но она находилась во владении общин, которые ее обрабатывали. Территория сатрапии создавалась на базе определенной, этнически и исторически сложившейся области. Во главе каждой сатрапии стоял наместник – сатрап, назначавшийся царем и ему подчинявшийся. Сатрапу принадлежала вся административная и судебная власть. Однако наряду с сатрапами во многих областях сохранились и местные правители, подчинявшиеся сатрапу, но располагавшие достаточной властью во всех внутренних делах. Дарий, как правило, сохранял во всех сатрапиях исторически установившиеся местные формы администрации, судебной практики, культа, не желая возбуждать недовольства населения изменением его обычаев. Помимо сатрапа, в каждую сатрапию назначался начальник местных гарнизонов, независимый от сатрапа и подчиненный центральным властям. Это делалось, с одной стороны, с целью усиления контроля за должностными лицами, которые обязаны были доносить о деятельности друг друга, с другой стороны, с целью предупредить сепаратистские тенденции как областей, так и отдельных честолюбивых сатрапов и военачальников. Кроме того, Дарием была организована широкая сеть шпионов и доносчиков, следивших за деятельностью сатрапов и военачальников.
Все сатрапии были обложены ежегодной денежной или натуральной податью или тем и другим вместе. Ежегодный доход Дария от податей составлял около 14 560 талантов. Один Египет поставлял хлеба для прокормления 120 тысяч персидских воинов.
Для развития торговли и связей между сатрапиями, а также в военно-стратегических целях было предпринято строительство ряда крупных дорог. Наиболее важной из них была так называемая царская дорога от г. Эфеса, через Евфрат и Тигр, к столице Персии Сузам общей протяженностью около 2400 км. Другая крупная дорога шла от Вавилона на восток к Индии. Дороги прекрасно содержались и охранялись. Через каждые 20 км были устроены почтовые станции с гостиницами для проезжих. Найдена также запись Дария, в которой он сообщает о работах по восстановлению некогда построенного египетской царицей Хатшепсут канала, соединявшего Средиземное море с Красным.
Большое значение имела монетная реформа Дария, назначением которой было ликвидировать разнообразие валюты и способствовать упорядочению экономической жизни Персидской державы. Была введена единая золотая монета, получившая название дарик. Золотую монету мог чеканить только царь. Сатрапам разрешалось чеканить серебряную и медную монету, причем последнюю могли чеканить и местные правители.
Централизаторская политика Дария особенно ярко проявилась в военной реформе. Он лично устанавливал количество войск в каждой сатрапии и каждом гарнизоне, более того, царь сам устанавливал число каждого рода войск (пращники, лучники, кавалеристы и т.д.) в каждом гарнизоне.
Как правило, персы в армии и в гарнизонах составляли только ядро, а основная масса воинов комплектовалась из представителей различных племен и народностей. Вообще во всем огромном государстве Дария господствующее положение занимали персы. Персидские племена, основным занятием которых, помимо несения военной службы, являлось земледелие и скотоводство, были освобождены от всяких податей и натуральных повинностей, о чем свидетельствует надпись, открытая в 1930 году в Сузах.
Военные и административные реформы Дария I, наличие ряда крупных экономических центров способствовали развитию внутренней, внешней и транзитной торговли, центрами которой были крупнейшие города Востока и особенно Вавилон. В городах создавались объединения финансистов-ростовщиков, бравшие на откуп взимание податей с целых сатрапий и наживавших огромные состояния на узаконенном (в форме откупа) грабеже местного населения. Ростовщические конторы субсидировали за большие проценты представителей правящих кругов и даже целые области Персидской державы. Торгово-ростовщические круги, получавшие неслыханные прибыли от откупов и торговли, всячески поддерживали Дария I в его широких агрессивных планах и внутренних преобразованиях.
Организуя управление, Дарий продолжал расширять пределы своего государства. На западе он закрепился в Киренаике и Барке, в Северной Африке, на востоке установил границу своего государства по реке Инду, на севере захватил ряд областей Средней Азии: Хорезм, Согдиану, Бактрию и ряд других. Бактрия стала главным центром господства Персидской державы на Востоке. Управляли бактрийской сатрапией обычно родственники царей. Исследования С. П. Толстова свидетельствуют о том, что уже в VIII – VI веках до н.э. в южном Приаралье, в Хорезме, возникает рабовладельческое государство, а еще далее к югу – зависимое от него Согдийское государство; государственные образования возникают также в Бактрии и Маргиане. Огромные городища и грандиозные ирригационные сооружения хорезмийцев, открытые советскими археологами, являются немыми свидетелями былой мощи хорезмийского государства.
Основой экономики Хорезма в это время является уже ирригационное земледелие. С возвышением Персидской державы Хорезм, Согдиана, Бактрия и Маргиана вошли в ее состав. Однако зависимость Хорезма была лишь номинальной, так как хорезмийские цари в то же время входили в мощную конфедерацию кочевых сако-массагетских племен. Эта конфедерация вела успешную борьбу с персами, которые в целях утверждения своего господства в Средней Азии предприняли ряд походов против приаральских племен.
В 529 году персидский царь Кир, а в 517 году Дарий I совершили походы против саков и массагетов, закончившиеся в общем неудачно, хотя Дарий в Бехистунской надписи и говорит о захвате в плен царя саков.
Кроме того, Дарий совершил поход на Кавказ, а также против скифов Северного Причерноморья, предпринятый в 513 году и имевший, по-видимому, целью проложить новый путь к среднеазиатским владениям Дария, а вместе с тем подготовить возможность нанесения удара по массагетским племенам с запада. Но этот поход Дария окончился полным провалом.
Свободолюбивые скифские племена, применив тактику партизанской войны, используя подвижные конные отряды, завлекли армию Дария в необжитые степи, уничтожая все по пути продвижения персидской армии. Отчаявшись встретиться со скифами в открытом бою, потеряв значительную часть своих войск от болезней, недостатка продовольствия, а также стычек с отрядами скифов, Дарий вынужден был, ничего не добившись, вернуться в Малую Азию. Однако ему затем удалось завоевать Фракию, Македонию и ряд островов Эгейского моря.
В начале V века до н.э. персы попытались подчинить себе материковую Грецию. Однако небольшие греческие государства оказали агрессорам стойкое сопротивление и, нанеся им ряд сокрушительных ударов, отстояли свою независимость. В 490 году до н.э. греки нанесли жестокое поражение высадившимся у Марафона персам. Еще через 10 лет, в 480 году до н.э., преемник Дария I, его сын Ксеркс (486 – 465 гг. до н.э.), двинувший на Грецию огромную армию, был разбит в морской битве у острова Саламина, а в следующем, 479 году до н.э., – в сухопутной битве у города Платеи.