-
1. Общая педагогика
7-
Лекция1.1
-
Лекция1.2
-
Лекция1.3
-
Лекция1.4
-
Лекция1.5
-
Лекция1.6
-
Тест1.1
-
-
2. Теория и методика воспитания
7-
Лекция2.1
-
Лекция2.2
-
Лекция2.3
-
Лекция2.4
-
Лекция2.5
-
Лекция2.6
-
Тест2.1
-
-
3. Психология развития и возрастная психология
7-
Лекция3.1
-
Лекция3.2
-
Лекция3.3
-
Лекция3.4
-
Лекция3.5
-
Лекция3.6
-
Тест3.1
-
-
4. Педагогика сотрудничества
7-
Лекция4.1
-
Лекция4.2
-
Лекция4.3
-
Лекция4.4
-
Лекция4.5
-
Лекция4.6
-
Тест4.1
-
-
5. Проблема истории древнего мира и средних веков
22-
Лекция5.1
-
Лекция5.2
-
Лекция5.3
-
Лекция5.4
-
Лекция5.5
-
Лекция5.6
-
Лекция5.7
-
Лекция5.8
-
Лекция5.9
-
Лекция5.10
-
Лекция5.11
-
Лекция5.12
-
Лекция5.13
-
Лекция5.14
-
Лекция5.15
-
Лекция5.16
-
Лекция5.17
-
Лекция5.18
-
Лекция5.19
-
Лекция5.20
-
Лекция5.21
-
Тест5.1
-
-
6. Проблемы новой и новейшей истории
15-
Лекция6.1
-
Лекция6.2
-
Лекция6.3
-
Лекция6.4
-
Лекция6.5
-
Лекция6.6
-
Лекция6.7
-
Лекция6.8
-
Лекция6.9
-
Лекция6.10
-
Лекция6.11
-
Лекция6.12
-
Лекция6.13
-
Лекция6.14
-
Тест6.1
-
-
7. Проблемы истории России с древних времен до начала ХХ в
8-
Лекция7.1
-
Лекция7.2
-
Лекция7.3
-
Лекция7.4
-
Лекция7.5
-
Лекция7.6
-
Лекция7.7
-
Тест7.1
-
-
8. Проблемы новейшей истории России
9-
Лекция8.1
-
Лекция8.2
-
Лекция8.3
-
Лекция8.4
-
Лекция8.5
-
Лекция8.6
-
Лекция8.7
-
Лекция8.8
-
Тест8.1
-
-
10. Проблемы философии в курсе обществознания
9-
Лекция9.1
-
Лекция9.2
-
Лекция9.3
-
Лекция9.4
-
Лекция9.5
-
Лекция9.6
-
Лекция9.7
-
Лекция9.8
-
Тест9.1
-
-
11. Проблемы экономики в курсе обществознания
6-
Лекция10.1
-
Лекция10.2
-
Лекция10.3
-
Лекция10.4
-
Лекция10.5
-
Тест10.1
-
-
12. Проблемы социальных отношений
10-
Лекция11.1
-
Лекция11.2
-
Лекция11.3
-
Лекция11.4
-
Лекция11.5
-
Лекция11.6
-
Лекция11.7
-
Лекция11.8
-
Лекция11.9
-
Тест11.1
-
-
13. Политические проблемы в курсе обществознания
12-
Лекция12.1
-
Лекция12.2
-
Лекция12.3
-
Лекция12.4
-
Лекция12.5
-
Лекция12.6
-
Лекция12.7
-
Лекция12.8
-
Лекция12.9
-
Лекция12.10
-
Лекция12.11
-
Тест12.1
-
-
14. Правовые проблемы в курсе обществознания
8-
Лекция13.1
-
Лекция13.2
-
Лекция13.3
-
Лекция13.4
-
Лекция13.5
-
Лекция13.6
-
Лекция13.7
-
Тест13.1
-
-
15. Методика преподавания обществознания в школе
8-
Лекция14.1
-
Лекция14.2
-
Лекция14.3
-
Лекция14.4
-
Лекция14.5
-
Лекция14.6
-
Лекция14.7
-
Тест14.1
-
-
16. Внедрение интерактивных методов обучения в учебный процесс
5-
Лекция15.1
-
Лекция15.2
-
Лекция15.3
-
Лекция15.4
-
Тест15.1
-
-
17. Организация доступной образовательной среды для детей с ОВЗ
5-
Лекция16.1
-
Лекция16.2
-
Лекция16.3
-
Лекция16.4
-
Тест16.1
-
-
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
1
This content is protected, please login and enroll course to view this content!
Предыдущая страница
Практическое занятие 2(Проблема истории древнего мира и средних веков)
Следующая страница
Практическое занятие 4(Проблема истории древнего мира и средних веков)
Комментариев
Практическое занятие на тему. ЦИВИЛИЗАЦИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
Задание 1.
1. Источники по истории Древнего Китая. Периодизация древней истории Китая.
Самые разнообразные источники позволяют современным историкам изучать многовековую историю великого китайского народа. Особенное значение в этом отношении имеет то обстоятельство, что китайская письменность, восходящая к истокам древнекитайской государственности, сохранила непрерывную нить исторической традиции. Ныне уже представляется возможным восстановить не только общие контуры, но и основные факты истории древнего Китая, начиная с того времени, когда на развалинах родового строя стало возникать древнейшее рабовладельческое общество и деспотическое государство.
При изучении древнейших судеб китайского народа современный историк уже может опираться не только на позднейшую и поэтому в некоторой степени измененную историческую традицию, но также и на древние документы и памятники материальной культуры. Археологические материалы проливают некоторый свет на уровень развития экономики и техники в древнем Китае, однако еще не дают возможности в полной мере охарактеризовать древнейший период китайской истории. Значительно большую ценность для историка представляют древнейшие документы, в частности надписи, сохранившиеся на так, называемых гадательных костях и черепашьих щитах, которые относятся ко II тыс. до н.э. Эти краткие надписи, содержащие вопросы, обращенные к оракулу, позволяют в известной степени обрисовать хозяйственный, общественный и государственный строй древнего Китая в период существования государства Шан-Инь (XVIII – XII вв. до н.э.). К концу этого периода, а также ко времени существования царства Чжоу (XII – VIII вв. до н.э.) относятся надписи на бронзовых ритуальных сосудах. Среди этих надписей встречаются дарственные грамоты. Большую ценность представляют надписи на каменных барабанах, относящиеся к периоду династии Цинь (III в. до н.э.). Наконец, большой культурно-исторический материал содержат рельефные изображения, сохранившиеся в провинции Шаньдун и относящиеся ко времени династий Хань (III в. до н.э. – III в. н.э.).
Историческая традиция древнего Китая нашла свое отражение в сохранившихся произведениях древнейшей классической литературы, в состав которой входят исторические, религиозно-философские и художественные литературные произведения. Однако необходимо иметь в виду, что этот свод классической литературы древнего Китая подвергся в V – III вв. до н.э. довольно значительной редакционной обработке. Некоторые классические книги были заново переработаны под влиянием господствовавших в то время социально-политических и религиозно-философских теорий, и поэтому их текст был в сильной степени искажен. Так, например, когда подвергалась редакционной обработке книга «Чунь-цю» («Весна и осень» – хроника царства Лу), то в ней не было указано, что четыре лусских правителя были убиты, один был изгнан своими подданными, а другой был убит неприятелем. Таким образом, только немногие главы, а иногда только отдельные отрывки из древнейших произведений китайской классической литературы действительно восходят к глубокой древности.
Все же остальные, более поздние части, подвергшиеся впоследствии редакционной переработке, нуждаются в строго критической проверке. Историк должен подходить к ним с большой осторожностью.
Много обломков глубокой старины сохранилось в знаменитой «Книге песен» («Ши-цзин»), составленной в результате длительного собирания народных песен в различных областях Китая. В этих народных песнях отразилась подлинная жизнь китайского народа на заре его исторического существования. Здесь запечатлены различные народные обычаи и обряды, например свадебные, иногда быт в широком смысле этого слова. Особенный интерес представляют трудовые песни, в которых звучат ноты народного гнева, свидетельствующие о широких народных движениях и восстаниях. Простота стиля и строгость художественной формы, поэтические образы, заимствованные из природы и трудового быта народа, свидетельствуют о том, что эти песни являются произведениями народного художественного творчества. В некоторых песнях мифологические мотивы переплетаются с воспоминаниями о древних исторических событиях, которые прочно сохранились в памяти народа. Однако наряду с подлинно народными песнями в этом поэтическом сборнике древнего Китая сохранились и произведения аристократического литературного творчества, в которых придворные поэты восхваляют героев, князей и царей, описывают военные походы или сокрушаются о бедственном положении страны. Эти торжественные оды, относящиеся уже к более позднему времени существования рабовладельческого государства, ярко характеризуют мировоззрение правящего класса – рабовладельческой аристократии. Наконец, в книгу «Шицзин» входят также священные песнопения, в которых воспевались подвиги обожествленных предков. Эти древние гимны, которые пелись при жертвоприношениях, имели чисто ритуальный характер. Они дают представление о древнейшей религии китайского народа и поэтому представляют значительную ценность для историка. Древнейшие части «Книги песен» восходят к XII – VII вв. до н.э. Весь сборник в целом сложился, очевидно, в VII – VI вв. до н.э., но известная нам форма образовалась лишь около III в. до н.э. Однако позднейшая редакционная обработка мало коснулась основного текста сборника, что делает эту книгу важнейшим источником древнекитайской истории.
Среди исторических книг, входящих в состав классической литературы древнего Китая, следует отметить «Книгу документов» или иначе «Книгу истории» (Шу-цзин), в которую входят речи, наставления и предписания, принадлежавшие, по преданию, древним царям или их советникам. В этой книге можно найти интересные данные, касающиеся топографии и системы управления страной. Однако «Книга документов» подверглась значительной конфуцианской переработке, в результате которой она превратилась в сборник поучений, сильно пропитанный религиозной и политико-воспитательной тенденцией. Этот сборник при его использовании в качестве исторического источника требует строго критического подхода.
Некоторое количество конкретных фактических данных можно найти в других исторических трудах, относящихся к древнейшим периодам китайской истории, в частности в летописях. Самому Конфуцию приписывается книга, носящая название «Чунь-цю» («Весна и осень» – хроника царства Лу, по преданию, родины Конфуция). Эта книга содержит краткий хронологический обзор важнейших событий произошедших в царстве Лу в VIII – V вв. до н.э. Значительно больший интерес для историка, чем сама хроника «Весна и осень», представляет добавленный к ней позднее комментарий («Цзо-чжуань»), который может считаться в китайской литературе первым полным обзором древнекитайской истории. Далее следует отметить так называемые «Бамбуковые анналы», которые, очевидно, являются царской или княжеской летописью, составленной в ХII – VIII вв. до н.э. В этой летописи сохранилась дата солнечного затмения – 776 г. до н.э., перечень царей династии Шан-Инь и ряд других ценных исторических сведений. Лаконичный стиль и отсутствие тенденциозных нравоучений указывают на то, что эта хроника древнего Китая, в которой содержится лишь краткий и сухой перечень важнейших исторических фактов, подверглась сравнительно небольшой редакционной переработке в позднейшие времена.
Большое значение для изучения истории древнего Китая имеют «Исторические записки» Сыма Цяня, одного из древнейших и наиболее известных историков древнего Китая, жившего во II – I вв. до н.э. Этот большой исторический труд охватывает период от мифической древности вплоть до конца II в. до н.э. Он дает материал главным образом для политической и культурной истории древнего Китая, а также для восстановления хронологии. Впервые дав всеохватывающий обзор древнекитайской истории, в который органически введены данные источников, Сыма Цянь своим большим и ценным историческим трудом, не лишенным некоторой политической и морализирующей тенденции, оказал сильное влияние на все дальнейшее развитие китайской историографии.
В истории Древнего Китая можно выделить четыре периода, каждый из которых связан с царствованием определенной династии:
• – Государство Шан (Инь) – с XVIII в. до н. э. до XII в. до н. э.;
• – Государство Чжоу – с XII в. до н. э. до 221 г. до н. э.;
• – Государство Цинь – с 221 г. до н. э. до 207 г. до н. э.;
• – Государство Хань – с 206 г. до н. э. до 220 г. н. э.
2. Возникновение государств в Китае. Шан-Инь и Чжоу.
Распространение медных и бронзовых орудий, появление культуры риса, возникновение шелководства привели к разложению родового строя, образованию классового общества и на этой основе – к возникновению раннерабовладельческого государства Шан-Инь (1766 – 1122). Оно занимало долину среднего течения Хуанхэ от того места, где река меняет свое направление с южного на восточное.
Источники позволяют характеризовать социально-экономический строй общества Инь. Основой хозяйства было, по-видимому, мотыжное земледелие. Мягкая и плодородная лессовая почва, обработанная даже примитивными деревянными и каменными орудиями, давала удовлетворительные урожаи. Наряду с земледелием сохранялись охота и рыболовство.
В гадательных надписях Аньяна есть упоминания об охоте с помощью облав, во время которых убивали до нескольких сот крупных и мелких животных – оленей, кабанов и др.
Важное место в хозяйстве Шан-Инь занимало скотоводство. Иньцы разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, собак, домашнюю птицу. О большом количестве скота говорят надписи о жертвоприношениях. Одна из надписей упоминает об одновременном принесении в жертву 300 коров и 100 баранов.
Значительного совершенства достигло ремесло. Из бронзы выделывалось оружие, ритуальные сосуды, части колесниц. О развитии керамики говорят чаши, кувшины и другие сосуды, изготовленные на гончарном круге из превосходной белой глины, обожженные и иногда даже глазурованные. Нити тутового шелкопряда шли на производство тканей. Большое мастерство, которым отмечены многие изделия того времени, требовало длительной выучки, что указывает на процесс отделения ремесла от сельского хозяйства. В столице Инь существовали кварталы, заселенные ремесленниками – гончарами, литейщикамиR13 14.04 , резчиками, прядильщиками, ткачами и др.
Источники указывают на существование в государстве Шан-Инь различных категорий рабов. Главным источником рабства были войны. Развитие производительных сил, накопление богатств, появление рабства закономерно привели к выделению зажиточной родовой верхушки, к постепенному оформлению ее в господствующий класс, противостоящий массе рядовых общинников. Племенной вождь ван при этом превратился в наследственного главу государства. Изучение аньянского некрополя показывает, что в иньском обществе существовало резкое имущественное неравенство. Среди множества могил с бедным погребальным инвентарем обнаружены захоронения с великолепным бронзовым оружием и посудой, с изделиями из нефрита; в могилах рядом с господином погребены рабы.
Там же найдены усыпальницы ванов – целые сокровищницы с тысячами драгоценных предметов. В Аньяне раскопаны и жилища, также указывающие на имущественное расслоение. Основными производителями в иньском обществе были крестьяне, жившие соседскими общинами, в которых сохранялись очень сильные пережитки родового строя. Способ эксплуатации рядовых общинников господствующим классом вШан-Инь недостаточно выяснен.
Во главе государства стоял ван (царь), соединявший в себе функции племенного вождя и верховного жреца. С течением времени он все больше приобретал черты восточного деспота: неограниченного повелителя, считавшегося собственником всей земли, посредником между людьми и небом. Вокруг вана группировалась аристократическая верхушка – члены его рода и представители других знатных родов страны. Из них рекрутировались чины государственной администрации, военачальники и т. д.
Ко времени Шан-Инь относится возникновение первых астрономических наблюдений, необходимых для сельскохозяйственного календаря. Одним из важнейших культурных достижений Шан-Инь было появление иероглифической письменности (ее изобретение приписывается легендарному императору Фуси), из которой развилась современная китайская письменность. Религиозные воззрения иньцев характеризуются анимизмом, тесно связанным с культом предков. Предки – особенно предки ванов – часто представлялись иньцам в виде зооморфных существ, что являлось пережитком тотемизма. Так, Фуси имел туловище змеи, а изобретатель земледелия Шэньнун – голову быка. Широко применялись магические действия, например гадание на панцирях черепах (по расположению трещин на брошенном в огонь панцире определялся исход задуманного дела) и пр.
Царство Чжоу и период Чжаньго
Царство Шан (Инь) являлось непрочным. Особенно опасным противником его оказалось западное племя чжоу. Традиция передает, что вождь племени чжоу У-ван разгромил в битве последнего иньского вана Шоу Синя и тот покончил жизнь самоубийством. На развалинах прежнего государственного образования Инь возникло новое, получившее (так же как господствующее племя и правящая династия) название Чжоу. Династия Чжоу просуществовала до III в. до н.э. Эта эпоха делится на время Западного Чжоу, когда столицей был город Хао, и Восточного Чжоу, когда столица была перенесена на восток в Лои (современный Лоян, в Хэнани).
Надо при этом учитывать, что в это время династия Чжоу обладала лишь номинальной властью над фактически самостоятельными государственными образованиями, количество которых исчислялось десятками, если не сотнями, и китайские летописцы применяют к переходному времени, охватывающему конец V и значительную часть III в. до н.э., наименование Чжаньго («Враждующие царства»).
Период Западного Чжоу характеризуется значительным усилением родовой знати, как придворной, так и провинциальной. Цари дают своим родственникам и приближенным значительные пожалования и привилегии. В надписях на бронзовых сосудах без конца говорится о дарении тем или иным заслуженным сановникам значительных участков земли, отнятых у сельских общин, а также сотен, а иногда и тысяч рабов. Масштабы рабовладения усиливаются за счет порабощения населения завоеванного царства Шан (Инь). Не случайно царю У-вану (основателю царства Чжоу) приписываются следующие слова, обращенные к своим воинам: «На полях Шан не нападайте на тех, кто перебежит к нам, – пусть они работают на наших западных полях». Войны с соседними кочевыми племенами приводят к угону военнопленных, обращаемых в рабство. Контингент рабов пополняется и за счет осужденных преступников.
Обрабатываемая земля по-прежнему находилась в распоряжении общин. Существовала «колодезная система», заключающаяся в том, что территория, принадлежащая селению, делилась на девять частей (схема этого деления напоминала начертание иероглифа, обозначавшего «колодец»). Из этих участков восемь отдавалось в наделы различным семьям, а девятый (центральный) обрабатывался ими сообща, и урожай вносился старосте на общинные нужды (позднее он стал присваиваться царем).
Расхищение общинных земель и увеличение количества рабов способствовали созданию крупных частных хозяйств, принадлежащих знатным семействам. Наследственное владение землями приближается уже к частной собственности.
Первые цари из династии Чжоу хотя и способствовали экономическому усилению землевладельческой знати, но пытались держать ее в своих руках и налаживали центральный и местный бюрократический аппарат.
Сохранились сведения о создании высшего государственного органа. Он состоял из трех советников царя (великого наставника, великого учителя и великого покровителя) и трех управителей: один ведал делами культа, другой – общественными работами (включая ирригацию), а третий – военным делом.
Но все попытки организовать централизованное управление оказываются неудачными. Правители областей все больше и больше превращаются из царских наместников в самостоятельных царьков. Положение осложняется напором кочевых племен. Главным врагом Китая на севере были ди, а на западе – жуны. Эти кочевники нередко оказывали поддержку восстаниям против центральной власти. Особенно усиливается сепаратизм в период Восточного Чжоу. Правители ряда областей становятся более могущественными, чем чжоуский ван.
В переходный период «враждующих царств» (Чжаньго) возвышаются семь наиболее сильных государственных образований. Как это ни удивительно на первый взгляд, именно в эту эпоху наблюдаются в Китае значительные экономические сдвиги, которые в дальнейшем способствовали объединению страны.
Начиная, с середины I тыс. до н.э. железо все больше и больше внедряется в сельскохозяйственное и ремесленное производство. Железные мотыги, лемехи для плугов и серпы во многих местах (особенно на севере) вытесняют прежние каменные, медные и бронзовые орудия. Благодаря этому становится возможным освоение целинных земель. Более глубокая вспашка приводит к повышению урожайности полей, которые к тому же начинают удобряться.
Использование железных лопат дает возможность прорывать более обширные и глубокие каналы. Значительного развития достигает ремесло, особенно выработка шелковых материй и изделий, покрытых лаком.
Усилилось общественное разделение труда и хозяйственная специализация различных районов. В одних областях преобладало ткачество, в других – добыча и обработка железа, третьи славились своими кожаными изделиями и т.д. В связи с этим усиливается внутренняя, а также внешняя торговля. На севере, несмотря на войны, происходит интенсивный обмен с кочевыми племенами. С юга ввозятся слоновая кость, драгоценные камни и жемчуг. В VI в. до н.э. на смену раковинам (каури) появляются уже металлические деньги. Это были золотые слитки определенного веса и медные монеты в форме ножей, лопат и дисков (с квадратной прорезью).
Многие города из княжеских станов превращаются в торгово-ремесленные центры. Некоторые из них насчитывают свыше десяти тысяч жителей. Усиливается роль купцов и ростовщиков. Многие из них начинают занимать видные государственные должности, оттесняя наследственную аристократию. Этому способствует появившаяся система продажи должностей. Положение большинства общинников в условиях развития денежного хозяйства резко ухудшилось. Многие из них не в состоянии были уплачивать долги и отдавали ростовщикам свои участки (сначала огороды и сады, а затем и поля). Лишившись земли, они должны были наниматься батраками. Но этим дело не ограничивалось. Бедняки, которые не могли получить работу, превращались в бездомных бродяг, подвергались преследованиям, обращались в рабство «за леность». Наряду с государственным развивается частное рабовладение. Нам известны имена крупных рабовладельцев и купцов, владевших сотнями и тысячами рабов. Появляются сообщения о восстаниях рабов.
1. Создание централизованного государства Цинь. Реформы Цинь Шихуанди.
В ходе бесчисленных войн число мелких государств резко сократилось и к IV веку до н.э. их осталось лишь несколько десятков. Самыми сильными и обширными были пять царств, между которыми шла непрерывная борьба за гегемонию в стране. В ходе этой борьбы определились два претендента на господство –– царства Цинь и Чу. Царство Цинь охватывало приблизительно территорию современной провинции Шэньси. Оно считалось очень богатым, так как вело обширную торговлю с кочевниками, покупая у них рабов, скот, кожи и продавая железо, шелк, соль, изделия ремесла. Особенно усилилось Цинь после вызванных развитием товарно-денежных отношений и подъемом хозяйства реформ, проведенных крупным политическим деятелем этого царства Шан Яном. Важнейшей из них было уничтожение системы цзинтянь (350 год до н.э.), замена ее натуральным налогом и введение свободной купли-продажи земли. Эти мероприятия Шан Яна открывали дорогу быстрому росту могущества купцов и ростовщиков –– «новой» знати –– и способствовали расширению площади пахотных земель за счет подъема целины.
Отмена системы цзинтянь привела к мобилизации земли в руках «новой» знати и разорению свободных общинников. Обезземеленные общинники были обращены в рабство. Шан Ян боролся с привилегиями старой родовой аристократии и провел в жизнь постановление, что титулы будут даваться не в силу знатности награждаемого лица, а за военные заслуги. Шан Ян покровительствовал иммиграции из соседних областей, что повлекло большой рост населения.
Разрушению общины и ослаблению родовой аристократии способствовали и такие важные мероприятия Шан Яна, как принудительное дробление патриархальных семей и введение нового административного деления, нарушавшего традиционные родо-племенные территории. В это же время царство Цинь стало широко привлекать на службу наемную конницу кочевников. Бронзовое оружие было отобрано у населения, а армия вооружена железным.
Расширение базы рабовладельческого способа производства, подъем экономики и укрепление господствующего класса позволили царству Цинь перейти к успешной завоевательной политике и в дальнейшем создать первую централизованную монархию в Китае.
Другое царство Чу охватывало долину среднего течения реки Янцзы. Это многолюдное и обширное государство, обладавшее большой армией, выступало против объединительных тенденций своего соперника Цинь. Между тем объединение страны диктовалось насущными потребностями.
Страна раздиралась междоусобной борьбой за власть разных групп господствующего класса, непрерывные войны опустошали ее и разрушали производительные силы, разоренные крестьяне бежали в горы и леса, где создавали вооруженные отряды, наводившие ужас на рабовладельцев и купцов.
Объединителем страны выступило царство Цинь. В ходе войн Цинь постепенно поглотило все прочие государства. Войны велись с беспощадной жестокостью. Так, когда царство Чжоу сдалось Цинь, вся его армия –– 400 тыс. человек –– была истреблена. Правители и их родственники, как правило, предавались казни. В 221 г. до н.э. правитель государства Цинь оформил свою власть во всем Китае, приняв императорский титул и имя Циньшихуан (первый император Цинь). Объединение страны было завершено.
Циньшихуан укрепил централизованную абсолютную монархию и подавил сепаратистские тенденции родовой аристократии, оказавшейся не у дел в связи с уничтожением раздробленности страны. Цинь-шихуан разделил империю на 36 областей, запретив упоминать названия прежних царств.
Действие законов Шан Яна было распространено на всю империю. Циньшихуан ввел единую систему мер и весов, единую монету. Титулы были уничтожены, а все свободные разделены на два сословия: благородных и простонародье. Во все области были посланы особые инспекторы, зависевшие непосредственно от императора и служившие проводниками его воли.
Оружие было собрано по всей стране и перелито в пятнадцатиметровые статуи для императорского дворца. В это же время было установлено единое написание иероглифов (ранее в каждом царстве был свой стиль письма). Объединение страны позволило Циньшихуану перейти к активной внешней политике. Армии Цинь переправились через Янцзы и завоевали обширные районы юга; даже Вьетнам признал себя вассалом Цинь. Для защиты от кочевников и регулирования отношений с ними было воздвигнуто одно из грандиознейших сооружений древности –– Великая китайская стена, которая протянулась от Чжилийекого залива до границ современной провинции Ганьсу. Огромное строительство развернулось в столице Цинь Сяньяне (близ Сианя).
Однако империя Цинь была недолговечна. Громадное строительство, развернутое Циньшихуаном, требовало огромного количества рабочей силы. По преданию, только на постройке Великой китайской стены работало под наблюдением трехсоттысячной армии два миллиона рабов и насильственно пригнанных крестьян. Принудительный труд, обезземеливание, реальная опасность превратиться в раба, тяжкие поборы –– все это вызывало возмущение крестьянства, симптомы которого проявились еще при жизни Циньшихуана. Недовольна была и «старая» знать, оттесненная от политической власти, но не утратившая еще ни экономического могущества, ни престижа. Много недовольных было и среди населения прежних царств. Вскоре после смерти Циньшихуана (209 год до н.э.) империя Цинь развалилась в огне восстаний крестьян и рабов и мятежей рабовладельцев и аристократов.
Смерть Циньшихуана послужила сигналом для всеобщего восстания. Движущей силой его были рабы и крестьяне. В 209 г. до н.э. в современной Хэнани бедный крестьянин Чэнь Шэн поднял восстание девятисот крестьян, которых гнали на строительные работы на северной границе. Вслед за этим крестьянские восстания охватили всю территорию Китая. Пользуясь этим, отдельные представители господствующего класса выступили с оружием в руках, стремясь захватить власть в стране. Среди них наиболее сильными были потомок сановника из царства Чу Сян Юй, опиравшийся на юго-восточные районы страны, и мелкий чиновник Лю Бан. В ходе борьбы Сян Юй и Лю Бан заключили между собой временный союз; им удалось подчинить себе других претендентов на власть, свергнуть с помощью крестьян монархию Цинь, а затем подавить крестьянское восстание. ЧэньШэн был убит.
Крестьянское восстание потерпело поражение ввиду крайней стихийности и неорганизованности. Вожди крестьянского восстания принимали титулы, отрывались от масс, а многие из них пытались добиться признания со стороны господствующего класса и войти в его ряды. Однако восстание под руководством Чэнь Шэна свергло деспотическую монархию Цинь и способствовало некоторому улучшению положения трудящихся масс. Оно было одним из крупнейших народных восстаний, бывших движущей силой истории Китая.
3. Империя Хань в III в. до н.э. – III в. н.э. Реформы Ван Мана.
После подавления крестьянского восстания началась борьба за власть в стране между Лю Баном и Сян Юем. В этой борьбе Сян Юй защищал интересы старой аристократии, крупных рабовладельцев. Политика Лю Бана была более гибкой. Он отменил суровое законодательство циньского времени, грозившее рабством свободному крестьянину за малейшие правонарушения. Его армия соблюдала строгую дисциплину. Поэтому Лю Бану удалось привлечь сочувствие широких слоев населения страны и разгромить в 202 году до н.э. Сян Юя. После этого Лю Бан принял императорский титул. Основанная им династия получила название Хань.
Ханьская империя закрепила объединение ранее разрозненных царств, осуществленное Циньшихуаном. Длительное существование единого государства в эпоху Хань помогло смешиванию различных этнических элементов, населявших территорию Китая, усилило поглощение мелких наречий и диалектов. Ко времени Ханьской империи относится начало формирования китайской народности.
Значение времени Хань в процессе формирования китайской народности находит свое отражение, между прочим, в самоназвании китайцев –– «ханьжэнь» (люди Хань).
Политика первых императоров Хань была направлена на укрепление государственного аппарата централизованной монархии, расширение территории и ликвидацию тяжелых экономических последствий конца периода Чжоу и Цинь.
Правительство поощряло строительство оросительных сооружений, поднятие целины и залежей, образовавшихся вследствие огромной убыли населения. Было проведено некоторое снижение налогов, что позволило китайскому крестьянству улучшить методы обработки земли. В период Хань довольно широко распространяется вспашка земли плугом с тягловым применением скота. Совершенствуется грядковая система посевов. Некоторое улучшение положения широких масс произошло и в результате физического уничтожения многих представителей господствующего класса.
Правительство ранних Хань стремилось регламентировать деятельность купцов и ростовщиков; им запрещалось демонстрировать свое богатство, их потомки не могли занимать административные должности. Впрочем, в дальнейшем эти ограничения были отменены. Торговля и ремесла делают большие успехи. «Красные лаковые изделия и пестрые перья поступают из Лу и Шу, выделанные кожи, кости и слоновая кость из Цзин и Ян, кедровое и сандаловое дерево и бамбуковые жерди из Цзяньнаня, рыба, соль, ковры и меха из Янь и Ци, крашеная пряжа, тонкое полотно и пеньковая одежда из Янь и Юй» –– это высказывание современника свидетельствует о широком размахе географического разделения производства.
Быстро развивались товарно-денежные отношения. По словам Сыма Цяня, богатые купцы развозили товары по всей империи и удовлетворяли спрос на любые товары.
Проблема социально-экономического строя Ханьской империи при современном состоянии наших знаний не может считаться решенной. С одной стороны, продолжало развиваться рабовладение. В источниках мы находим упоминание о богачах, владевших сотнями и даже тысячами рабов. Рабский труд по-прежнему находил себе применение в строительстве, ремесле; заметное место он занимал в земледелии. Существовала работорговля, сосредоточенная на постоянных рынках. Часты упоминания о восстаниях рабов.
С другой стороны, в социально-экономической жизни Ханьской империи наблюдаются и новые явления. Императоры Хань раздают своим родственникам, приближенным и чиновникам земли с обрабатывающими их крестьянами в пожизненное владение. Известны крупные землевладельцы, сдававшие свои земли мелкими участками в аренду крестьянам исполу.
На пустошах и пограничных землях создались поселения государственных барщинников. Зародился институт «сильных домов» –– крупных землевладельцев с большим числом зависимых крестьян и собственными вооруженными силами, способными не только подавлять крестьянское сопротивление, но даже противостоять центральной власти. Эти явления указывают на развитие в китайском обществе времен Хань феодальных элементов.
Годы правления императора Уди (140 –– 86 годы до н.э.) –– вершина могущества Ханьской империи. Сломив сопротивление аристократических родов, Уди резко усилил власть централизованного государства. Он создал постоянную армию, а его соратники, происходившие из слоев, связанных с торговлей и крупными ремеслами, провели ряд мероприятий, направленных на укрепление экономической мощи государства, как, например, введение монополий на добычу соли и железной руды и запрещение частным лицам чеканить монету.
Хозяйственный подъем страны во II веке до н.э. позволил перейти к активной внешней политике. Армии Хань подчинили Вьетнам, завоевали Юннань и Южную Маньчжурию. Важнейшей внешнеполитической проблемой были взаимоотношения с гуннами. Постоянные нападения гуннов и создание ими под руководством Модэ шаньюя мощного союза племен побудили ханьское правительство искать союзников для борьбы с гуннами. С этой целью в 138 году до н.э. на Запад был послан выдающийся китайский дипломат и полководец Чжан Цянь. Он имел задание установить контакт с западными соседями гуннов –– массагетами.
После долгих скитаний и десятилетнего пребывания в плену у гуннов Чжан Цяню удалось добраться до Средней Азии, где он посетил Бухару, Хорезм и другие города. Сведения о странах Запада, привезенные Чжан Цянем в Китай, возбудили там огромный интерес. Хотя его непосредственная задача установить союз с массагетами и не была выполнена, его сообщение открыло для ханьских политических деятелей огромную область высокой цивилизации, о существовании которой они до тех пор и не подозревали. На основе сообщений Чжан Цяня был подготовлен поход на запад. С путешествием Чжаи Цяня начали устанавливаться связи Китая с другими центрами мировой культуры.
В нескольких упорных сражениях китайским войскам удалось оттеснить гуннов на север и в 104 году до н.э., преодолев пустыню Такла-Макан и горы Тяньшаня, китайская армия вошла в долину Ферганы. Был открыт один из важнейших торговых путей древнего мира, известный под названием великого шелкового пути и соединявший Китай с Римской империей, Парфией и Индией. По этому пути из Китая вывозился шелк, железо, изделия ремесел, а в Китай ввозились драгоценности и особенно лошади.
Свободная купля-продажа земли, а также повышение налогового гнета, связанное с непомерной роскошью ханьского двора и широкой внешней политикой, привели к разорению крестьянства. Хотя формально подати должны были составлять 1/30 – 1/15 урожая, на самом деле, по свидетельству Цянь-ханьшу, они превышали 1/2 урожая. Кроме того, собирался налог с каждого мужчины в качестве откупа от военной службы. Цянь-ханьшу в следующих словах рисует положение китайского крестьянства в I веке до н.э.: «Сильные мерили поля на тысячи, слабым не было места, чтобы воткнуть шило… Отцы, дети, мужья и жены работают на земле целый год, а того, что они получают, не хватает на пропитание. Поэтому у собак и лошадей богатых остается излишек проса и гороха, а бедным не надоедают отруби…».
Ослабление империи позволило кочевникам овладеть великим шелковым путем, нарушив внешнюю торговлю Китая. Участившиеся восстания рабов в конце I века до н.э., к которым часто примыкали разорившиеся свободные, были первыми симптомами назревания серьезного кризиса в империи Хань.
Ханьское правительство сделало попытку предотвратить взрыв народного возмущения частными реформами, установив предельную норму землевладения в пять тысяч му, а рабовладения в двести рабов. Эти меры не имели успеха.
Более радикальную попытку вывести империю Хань из кризиса предпринял со своими единомышленниками родственник императорской семьи Ван Ман. Свергнув императора, он в 10 году н.э. издал указ, в котором предусматривалось превращение всей земли в государственную. Рабы отныне должны были называться «частнозависимыми». В этом выразилась, по-видимому, тенденция ликвидации рабского труда и попытка перейти к феодальным методам эксплуатации. Законом предусматривалось наделение землей всех безземельных. Свои мероприятия Ван Ман рассматривал как восстановление системы цзинтянь.
Ван Ман сделал также попытку регулирования рыночных цен и организации государственного кредита из 10 % в год. Реформы Ван Мана встретили отчаянное сопротивление господствующего класса и ему вскоре пришлось от них отказаться. Неудача реформ вызвала огромное восстание крестьян и рабов, до основания потрясшее империю Хань. В 17 –– 18 годах н.э. в Хэнани, Хубэе и Шаньдуне началось крестьянское восстание. Крестьяне были организованы в отряды, имевшие свои названия и вождей. Наиболее сильными были отряды краснобровых в Шаньдуне, называвшиеся так потому, что они красили брови в красный цвет. Попытка Ван Мана подавить восстание военной силой оказалась безуспешной. В 23 году повстанцы взяли столицу империи Чанъань и убили Ван Мана. Члены ханьского императорского дома, отстраненные Ван Маном от власти, использовали крестьянское восстание в своих интересах. Один из потомков Ханей был провозглашен императором. После этого отряды его сторонников обрушились на повстанцев и потопили восстание в крови.
Хотя восстание было подавлено, господствующему классу пришлось пойти на некоторые уступки. Были освобождены дети, проданные в рабство, и амнистированы некоторые повстанцы. Часть пахотных земель, принадлежавших крупным собственникам, перешла в руки крестьян. Император декларировал также снижение налогов. Ослабление рабства и некоторое смягчение эксплуатации вызвали новый хозяйственный подъем. Была восстановлена и расширена оросительная система, что повлекло увеличение площади пахотных земель. Увеличилась добыча руды и выплавка металлов. Возобновились и расширились торговые связи. Китай в конце I века н.э. восстанавливает свою власть над великим шелковым путем.
В 91 году н.э. крупный китайский полководец и политический деятель Бань Чао овладел Синьцзяном и совершил поход в Среднюю Азию, которая признала сюзеренитет Китая. Гунны были наголову разбиты и частью стали данниками Китая, частью двинулись на запад.
Однако, укрепив свое положение, господствующие классы отобрали все уступки, сделанные крестьянам. Процесс мобилизации земли принял невиданные размеры. «Сильные дома» сосредоточивали в своих руках сотни тысяч му земли, обрабатывавшихся зависимыми крестьянами. Оросительные сооружения разрушались. Государственная власть слабела.
Разорение крестьян и разложение государственного аппарата привело к мощному крестьянскому движению, известному в истории под названием восстания желтых повязок, вспыхнувшему в 184 году в Шаньдуне. Это восстание имело некоторые новые черты, отличающие его от восстания «краснобровых». Оно возникло в результате длительной пропаганды его вождей. Было заранее создано несколько десятков отрядов и намечен день выступления. Крестьянство выступило в этом восстании со своей идеологией, облеченной в религиозно-мистическую форму даосизма.
Вождь восстания, даосский проповедник Чжан Цзяо, призывал к уничтожению существующего порядка вещей (он называл его «серым небом») и установлению нового, справедливого социального устройства (которое он образно называл «царством желтого неба»), когда осуществится «тайпиндао» (принцип великого мира).
План восстания был выдан властям предателем, и восстание пришлось начать раньше, чем была закончена его подготовка. Оно быстро охватило всю империю. Повстанцы освобождали рабов, убивали ненавистных чиновников, делили захваченные ценности между собой. Восстание «желтых повязок» продолжалось почти четверть века и было подавлено с огромным трудом. В огне восстания империя Хань, консервировавшая изжившую себя форму эксплуатации –– рабство, –– рухнула, очистив дорогу свободному развитию феодальных отношений.
4. Формирование основ китайской культуры.
Практические потребности вызвали появление письменности и способствовали зарождению наук. Китайская письменность появилась в глубокой древности.
Уже в надписях на костях (II тыс. до н.э.) ученые подсчитали свыше 2000 иероглифов, что указывает на значительно более раннее появление письменности.
Развитие китайской иероглифики в общих чертах сходно с историей древнеегипетской письменности. В первоначальном рисуночном письме определились некоторые рисунки, закрепившиеся в качестве графических эквивалентов слов устной речи. Таковы иероглифы «человек», «ребенок», «женщина», «дерево», «верх», «низ» и др. Комбинации этих простейших иероглифов позволили затем получать новые иероглифы для новых понятий (например, два иероглифа дерева дают понятие «лес»).
В дальнейшем (в конце II –– начале I тыс. до н.э.) китайцам удалось усовершенствовать систему письменности путем соединения в одном иероглифе ключа-детерминатива, указывающего, к какому классу явлений относится понятие, выраженное данным иероглифом, и фонетической части, указывающей на его произношение.
С установлением первой централизованной монархии Цинь письменность была унифицирована, а во времена Хань в связи с введением нового материала для письма-шелка, а затем бумаги (до этого писали на деревянных дощечках) приобрела тот вид, в котором, за малыми исключениями, известна до сих пор. Пережитком письменности на узких дощечках является то, что китайцы до недавнего времени писали только по вертикальным, а не по горизонтальным строкам.
Составление календаря, необходимого для ведения сельского хозяйства, потребовало астрономических наблюдений, в которых древним китайским ученым удалось добиться важных успехов. Так, за 200 лет до Гиппарха китайские ученые установили факт предварения равноденствия, т.е. передвижения точки весеннего равноденствия по эклиптике. При Циньской династии был составлен один из первых в мире солнечных календарей. Правда, он не был применен для практических нужд, и китайцы пользовались лунным календарем. Древним китайцам была известна периодичность солнечных затмений.
Китаю принадлежит честь открытия компаса. Древние китайские ученые обладали солидными математическими знаниями, в частности знали свойства квадратного и кубического корней. До наших дней дошли сочинения по агрономии, содержащие в себе свод агротехнических сведений древних. В них содержатся приемы обработки и удобрения полей, сведения о культуре различных растений, советы земледельцам.
Высокого совершенства достигли китайские ремесленники в изготовлении художественных тканей, изделий из бронзы, железа, кости, лака и самоцветов.
В области изобразительного искусства китайские мастера создали немало выдающихся произведений. Барельефы древних погребений, скульптуры, немногочисленные дошедшие до наших дней памятники архитектуры указывают на высокое мастерство древних мастеров.
Недостатки общественного устройства, войны, обострение классовой борьбы в конце, периода Чжоу вызвали к жизни несколько философских систем и религиозных учений, наложивших отпечаток на всю идеологию Китая. Интересы родовой аристократии нашли выражение в конфуцианстве. Великий мыслитель древнего Китая Конфуций (латинизированное Кун-цзы; родился около 550 –– умер около 480 года до н.э.) создал идеалистическое этико-политическое учение, изложенное главным образом в «Беседах и рассуждениях» (Лунь-юй), записанных его учениками. Исходя из принципа «гуманности», Конфуций разработал систему отношений между людьми, покоящихся на уважении к старшим и строгом выполнении обязанностей, связанных с определенным положением в обществе. «Пусть отец будет отцом, сын –– сыном, государь –– государем», –– говорил он. Освящая сложившиеся социальные отношения и безропотное послушание подчиненного начальнику, Конфуций вместе с тем допускал и свержение правителя, коль скоро правитель своим недостойным поведением показал, что он не соответствует своему призванию, не есть настоящий правитель. Соединение конфуцианской этики со строгим соблюдением культа предков быстро придало конфуцианству характер религии.
Некоторым устремлениям патриархального крестьянства и мелких землевладельцев отвечала приписываемая Лао-цзы книга Даодэцзин (VI век до н. э.), где сформулировано учение даосизма. Наряду с элементами материалистического понимания мира (отрицание бога-творца) и стихийной диалектики в этой книге проповедуется возврат к золотой старине, когда всем была обеспечена спокойная жизнь. Резко критикуя современное ему общественное устройство, когда «народ голодает оттого, что слишком велики поборы и налоги», Даодэцзин призывает вернуться к утопическим временам, когда «люди не стремились к накоплению богатств».
Интересы новой знати, купцов выражали сторонники школы фацзя («законники»), к числу которых принадлежали многие государственные деятели Цинь. Деятели школы фацзя Шан Ян, Хань Фэй-цзы и другие призывали к созданию единого государства со строгой централизацией, в котором суровые наказания будут удерживать людей от преступлений, якобы присущих человеку по самой его природе.
Борьба между конфуцианцами и фацзя принимала порой очень резкие формы. Конфуцианцы были противниками монархии Циньшихуана и в 213 году до н.э. многие из них были казнены по приказу императора, а их произведения сожжены.
В I веке н.э. творил выдающийся китайский философ-материалист Ван Чун. Он учил о материальности мира и отрицал бессмертие души.
Неувядаемое обаяние сохранили до наших дней произведения художественной литературы. В конце IV –– начале III века до н.э. жил и творил первый великий поэт Китая, выдающийся государственный деятель царства Чу –– Цюй Юань. Он был непримиримым противником тех варварски жестоких и коварных методов, которыми пользовалось Цинь в борьбе за гегемонию в Китае и был сторонником добровольного объединения страны, за что поплатился изгнанием.
Раздумья о положении родины, о судьбах гуманной личности в эпоху всеобщей вражды и несправедливости –– вот основные темы произведений Цюй Юаня. Прочная связь с народной поэтической традицией дает этому блестящему сановнику и аристократу веру в могучие силы народа; его полные едкого сарказма и глубокой печали художественные обобщения действительности приобретают жизнеутверждающее оптимистическое звучание.
Проза Сыма Цяня и мастера исторического портрета Бань Гу в течение тысячелетий сохранили значение непререкаемого образца. В их произведениях (Шицзи, Цяньханыиу) обработаны народные легенды, предания, собрано множество пословиц, поговорок, отрывков народных песен. Официальные биографии деятелей китайской истории в их трудах часто представляют собой полные драматизма исторические повествования, включающие в себя и анекдот, и подлинный документ, вымышленный диалог и точную хронологическую справку; они написаны с определенной морализирующей тенденцией.
Большую роль в жизни древних китайцев играла музыка. Пляски, пение под аккомпанемент разнообразных инструментов пользовались широкой популярностью. Роль китайской культуры для народов Азии можно сравнить с ролью античной Греции для народов Европы. Китайская техника, искусство, литература, философия служили образцом для Японии, Кореи, Вьетнама, Монголии. Китайская письменность служила вплоть до наших дней науке, дипломатии, литературе всей восточной Азии.