-
1. Общая педагогика
7-
Лекция1.1
-
Лекция1.2
-
Лекция1.3
-
Лекция1.4
-
Лекция1.5
-
Лекция1.6
-
Тест1.1
-
-
2. Теория и методика воспитания
7-
Лекция2.1
-
Лекция2.2
-
Лекция2.3
-
Лекция2.4
-
Лекция2.5
-
Лекция2.6
-
Тест2.1
-
-
3. Психология развития и возрастная психология
7-
Лекция3.1
-
Лекция3.2
-
Лекция3.3
-
Лекция3.4
-
Лекция3.5
-
Лекция3.6
-
Тест3.1
-
-
4. Педагогика сотрудничества
7-
Лекция4.1
-
Лекция4.2
-
Лекция4.3
-
Лекция4.4
-
Лекция4.5
-
Лекция4.6
-
Тест4.1
-
-
5. Проблема истории древнего мира и средних веков
22-
Лекция5.1
-
Лекция5.2
-
Лекция5.3
-
Лекция5.4
-
Лекция5.5
-
Лекция5.6
-
Лекция5.7
-
Лекция5.8
-
Лекция5.9
-
Лекция5.10
-
Лекция5.11
-
Лекция5.12
-
Лекция5.13
-
Лекция5.14
-
Лекция5.15
-
Лекция5.16
-
Лекция5.17
-
Лекция5.18
-
Лекция5.19
-
Лекция5.20
-
Лекция5.21
-
Тест5.1
-
-
6. Проблемы новой и новейшей истории
15-
Лекция6.1
-
Лекция6.2
-
Лекция6.3
-
Лекция6.4
-
Лекция6.5
-
Лекция6.6
-
Лекция6.7
-
Лекция6.8
-
Лекция6.9
-
Лекция6.10
-
Лекция6.11
-
Лекция6.12
-
Лекция6.13
-
Лекция6.14
-
Тест6.1
-
-
7. Проблемы истории России с древних времен до начала ХХ в
8-
Лекция7.1
-
Лекция7.2
-
Лекция7.3
-
Лекция7.4
-
Лекция7.5
-
Лекция7.6
-
Лекция7.7
-
Тест7.1
-
-
8. Проблемы новейшей истории России
9-
Лекция8.1
-
Лекция8.2
-
Лекция8.3
-
Лекция8.4
-
Лекция8.5
-
Лекция8.6
-
Лекция8.7
-
Лекция8.8
-
Тест8.1
-
-
10. Проблемы философии в курсе обществознания
9-
Лекция9.1
-
Лекция9.2
-
Лекция9.3
-
Лекция9.4
-
Лекция9.5
-
Лекция9.6
-
Лекция9.7
-
Лекция9.8
-
Тест9.1
-
-
11. Проблемы экономики в курсе обществознания
6-
Лекция10.1
-
Лекция10.2
-
Лекция10.3
-
Лекция10.4
-
Лекция10.5
-
Тест10.1
-
-
12. Проблемы социальных отношений
10-
Лекция11.1
-
Лекция11.2
-
Лекция11.3
-
Лекция11.4
-
Лекция11.5
-
Лекция11.6
-
Лекция11.7
-
Лекция11.8
-
Лекция11.9
-
Тест11.1
-
-
13. Политические проблемы в курсе обществознания
12-
Лекция12.1
-
Лекция12.2
-
Лекция12.3
-
Лекция12.4
-
Лекция12.5
-
Лекция12.6
-
Лекция12.7
-
Лекция12.8
-
Лекция12.9
-
Лекция12.10
-
Лекция12.11
-
Тест12.1
-
-
14. Правовые проблемы в курсе обществознания
8-
Лекция13.1
-
Лекция13.2
-
Лекция13.3
-
Лекция13.4
-
Лекция13.5
-
Лекция13.6
-
Лекция13.7
-
Тест13.1
-
-
15. Методика преподавания обществознания в школе
8-
Лекция14.1
-
Лекция14.2
-
Лекция14.3
-
Лекция14.4
-
Лекция14.5
-
Лекция14.6
-
Лекция14.7
-
Тест14.1
-
-
16. Внедрение интерактивных методов обучения в учебный процесс
5-
Лекция15.1
-
Лекция15.2
-
Лекция15.3
-
Лекция15.4
-
Тест15.1
-
-
17. Организация доступной образовательной среды для детей с ОВЗ
5-
Лекция16.1
-
Лекция16.2
-
Лекция16.3
-
Лекция16.4
-
Тест16.1
-
-
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
1
This content is protected, please login and enroll course to view this content!
Предыдущая страница
Основы формирования рыночного спроса. Теория поведения потребителя
Следующая страница
Практическое занятие 2. (Проблемы экономики в курсе обществознания)
Комментариев
Практическое занятие 1. Материальные основы реальной экономики.
Задание 1. Используя учебное пособие: Борисов Е.Ф. Экономика: учебник и практикум. – М.: Изд-во “Юрайт”, 2013. – 399 с. http://www.docme.ru/doc/1163061/41.borisov–e.f.e-konomika–e-lektronnyj-resurs–uchebnik-i-… письменно ответьте на практические задачи:
1. Какие блага являются предметами личного потребления, а какие средствами производства:
а) соль (благо двойного назначения, и предмет личного потребления, и средство производства);
б) персональный компьютер (благо двойного назначения, и предмет личного потребления, и средство производства); ;
в)автомобиль (благо двойного назначения, и предмет личного потребления, и средство производства);;
г) сахарный песок (благо двойного назначения, и предмет личного потребления, и средство производства);;
д) гвозди; (средства производства)
е) трактор (средства производства) .
2. Почему и когда возникла реальная экономика?
Впервые в научном труде слово «экономика» появляется в IV в. до н. э. у Ксенофонта, который называет её «естественной наукой».
Аристотель противопоставлял экономику хрематистике – отрасли деятельности человека, связанной с извлечением выгоды. В современной философии экономика рассматривается как система общественных отношений, рассмотренных с позиции понятия стоимости. Главная функция экономики состоит в том, чтобы постоянно создавать такие блага, которые необходимы для жизнедеятельности людей и без которых общество не сможет развиваться. Экономика помогает удовлетворить потребности человека в мире ограниченных ресурсов. Формирование теории экономики, т.е. совокупности взаимосвязанных и достоверных знаний о природе и закономерностях экономических процессов в обществе, намечается только в XVI-XVII вв.
Существуют разнообразные трактовки этой многоплановой и емкой дисциплины, каждая из которых является верной. С одной стороны, экономика – это хозяйственная деятельность человека. С другой – национальное или домашнее хозяйство. Разговор может идти об экономике предприятия, отрасли или всей страны. Но как бы там ни было, данная теория является фундаментом любого общества. Она представляет собой систему жизнеобеспечения государства, решая задачи не только производства, но и дальнейшего распределения и потребления разнообразных благ.
Можно смело утверждать, что экономика возникла вместе с человеком. И сегодня она продолжает свое существование на благо всех людей. Экономика продолжала развиваться вместе с человеком. Нормы и правила данной дисциплины впервые были зафиксированы в документах, изданных в государствах Древнего Востока. Это был кодекс законов Вавилонии, который приняли еще в VIII в. до н. э. В первобытном обществе уровень экономического развития был низким, обеспечивающим потребление на грани физического выживания. Сначала, первобытные люди, добывали средства к существованию охотой и собирательством, но в результате неолитической революции возникли земледелие и животноводство.
Развитие общества привело к разделению труда и социальному неравенству, появились социальные классы и государство. Возникло рабовладение. Постепенно развивался товарообмен, который сначала осуществлялся в форме натурального обмена (бартера), но с появлением денег превратился в торговлю.
Тем не менее, в обществах Древнего мира и Средневековья преобладающим было натуральное хозяйство. Во многих государствах древности существовала так называемая дворцовая экономика, основанная на сочетании планового хозяйства и натурального хозяйства. С началом крестовых походов европейцы заново открыли для себя пряности, шёлк и другие товары, ставшие редкими в Европе в Средние века. Это открытие привело к расширению торговли и обострению торговой конкуренции со странами Востока.
С конца XV века началась Эпоха великих географических открытий, которая привела к тому, что сложилась мировая экономика и началась эпоха первоначального накопления.
С последней четверти XVIII века началась промышленная революция, которая привела к тому, что в наиболее развитых странах большинство населения к концу XIX века было занято уже не в сельском хозяйстве, а в промышленности. Преобладающей экономической системой стал капитализм. Происходил процесс превращения традиционного общества в современное, а аграрного общества в индустриальное общество.
В XX веке в ряде стран была создана административно-командная социалистическая экономика. В остальных странах происходило развитие капитализма. Во второй половине XX века началась научно-техническая революция, в результате которой индустриальное общество в наиболее развитых странах стало превращаться в постиндустриальное. В ряде стран, в том числе в России, переход к постиндустриальной экономике тормозится в силу ряда объективных и субъективных причин. На сегодняшний день теорию о производстве и распределении различных благ в каждой стране называют по-разному. Так, в Турции и Швеции это «национальная экономика», а в Финляндии данный термин звучит как «учение о хозяйстве». В современной России названием дисциплины является «общая экономическая теория».
3. Когда широкомасштабная индустриальная революция была начата в России?
Во второй четверти XIX века в России начался период подготовки к внедрению машинного производства в ведущих отраслях промышленности и транспорта, что явилось завершающим этапом создания предпосылок промышленной революции в России. Промышленная революция в России в конце первой половины XIX века носила крайне острый и противоречивый характер, что было обусловлено многообразием социально-экономических укладов огромной по территориальным масштабам страны. Развитие капиталистического уклада в России сопровождалось процессом разложения феодальных отношений и тормозящим влиянием господствующего на тот момент в России класса помещиков-крепостников. Промышленный переворот в России начался в 1830—1850-х годах, когда были созданы, практически с нуля, технически передовые для того времени текстильная и сахарная промышленность и началось техническое перевооружение металлургии. Но наиболее интенсивно индустриализация шла в периоды 1891—1900 гг., в 1920—1930-е годы и 1950—1960-е годы.
Промышленный переворот – это преобразование мануфактурного производства, обусловленного ручным трудом, в фабричное. Основывается процесс на широком использовании машин. Промышленный переворот в России начался в 19-м столетии, в 30-х-40-х годах, и закончился в 80-е годы того же века. Индустриальный переход начинался с тех отраслей, в которых ручной труд был наиболее распространен. Первой была хлопчатобумажная промышленность. Машины начали внедрять в писчебумажное, суконное и прочее производство. Начали также создаваться машиностроительные предприятия в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде и других городах. Промышленный переворот в России на первом этапе характеризовался активным развитием транспорта, железнодорожного и пароходного, прежде всего. В 1837 году была создана первая железная дорога. Она связала Царское село и Петербург. А в 1851 году рельсы были проложены между Петербургом и Москвой. Индустриальный переход в стране начался позднее, нежели в европейских государствах, более развитых экономически. Так, например, в Англии уже в шестидесятые годы 18 столетия начали создаваться первые фабрики. Промышленный переворот в России начался в условиях крепостнической экономики. Это, безусловно, весьма негативно отразилось на темпах и географии индустриального перехода. В результате промышленные предприятия достаточно неравномерно распределились по территории страны. Промышленный переворот в России в самом своем начале характеризовался и некоторыми замедлениями в создании крупных капиталов. Будучи выходцами из крепостных, многие предприниматели не были наделены юридическими правами. В связи с этим владеть фабриками они не могли, оставаясь в зависимости от власти помещиков.
4. Какие стадии развития производства существуют? Какие экономические блага преобладают на каждой из трех стадий развития производства?
Выделяют три основных этапа развития производства. Это доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная стадии.
1. Доиндустриальная стадия характеризуется практически не развитым производством с использованием только ручного труда. На доиндустриальной стадии производства в экономике главенствующую роль играло сельское хозяйство, а большая часть населения занималась земледелием и скотоводством. Основной формой организации труда являлось натуральное хозяйство, характеризующееся производством то варов не для продажи, а только для удовлетворения нужд индивида-производителя, его семьи или общины, а в связи с этим — универсальностью (т.е. практически отсутствующим разделением труда) и замкнутостью производства. Доиндустриальная стадия производства просуществовала до конца XVIII — начала XIX вв., пока благодаря промышленному перевороту производство не перешло к индустриальной стадии.
2. На индустриальной стадии производства преобладающее место в экономике занимает не сельское хозяйство, а промышленное производство с использованием технологических машин и оборудования, поэтому на этой стадии основная часть трудоспособного населения занята в индустриальных отраслях промышленности. Индустриальная стадия характеризуется активизацией процесса общественного раз деления труда; урбанизацией населения, специализацией производителей, появлением новых и расширением существующих отраслей промышленности, заинтересованностью производителей-работодателей в повышении производительности труда, а также повышением состязательности и рос том конкуренции, причем как между работниками одного предприятия, так и между промышленными предприятиями и даже отраслями производства. На этой стадии производства господствует товарное хозяйство, при котором продукт про изводится не для личного потребления, а для продажи.
На сегодняшний день в мире еще много стран, где производство находится на индустриальной стадии, есть даже страны с доиндустриальным типом производства (например, в Африке), но научно-техническая революция, произошедшая в середине XX в., обусловила переход большинства высокоразвитых и цивилизованных стран на стадию постиндутриального производства.
3. Постиндустриальная стадия производства характеризуется преобладающей ролью в экономике сферы ус луг; именно в этой сфере занята большая часть населения. Огромную роль в обществе играет наука, которая занимает центральное место в системе производительных сил. В связи с этим развиваются все новые отрасли производства и услуг, причем на базе высоких технологий, осуществляются массовая информатизация и автоматизация, свойственные, впрочем, всем отраслям народного хозяйства. Отличительной чертой постиндустриальной стадии производства является и производство новых экономических благ и ресурсов, ранее не существовавших в природе.